Найти тему

Тургенев в кандалах, Дюма-повар и другие карикатуры на классиков

Оглавление

Жизнь известных людей, в том числе великих писателей, никогда не обходилась без критики. На них делали не только дружеские шаржи, но и едкие карикатуры с политическим подтекстом. Рассмотрим рисунки с участием некоторых русских и зарубежных классиков.

1. Иван Тургенев: цензура и критика

Сжигание «Записок охотника», карикатура Л. Н. Вакселя. 1852

На карикатуре Тургенев в охотничьем костюме, с кандалами на ногах. Председатель цензурного комитета Мусин-Пушкин указывает на острог, у него под мышкой отобранные рукописи и ружье Тургенева. За спиной писателя — костер с рукописями. В левом нижнем углу — кошка, сжимающая в лапах соловья (символ борьбы цензуры и писателя).

А дело вот в чем. В 1852 году Тургенев был осужден и месяц провел под арестом, а затем был сослан в родовое имение и несколько лет не имел права жить в столицах. Поводом для ареста послужил написанный Тургеневым некролог на смерть Гоголя. По мнению цензурного комитета, автор текста слишком восторженно отозвался об ушедшем писателе.

Но есть мнение, что некролог был лишь последней каплей в чаше терпения жандармов. Ведь ранее Тургенев часто ездил за границу, общался с людьми радикальных взглядов, сочувствовал крестьянам в своих произведениях — и уже поэтому мог считаться «ненадежным». Не стоит забывать: продолжалась реакционное правление Николая I.

Тем не менее, арест и ссылка не помешали писателю выпустить первое книжное издание «Записок охотника» (ранее рассказы печатались в журналах только по отдельности). Однако реакция власти была незамедлительной: цензор, который пропустил книгу в печать, был уволен, а повторные издания — запрещены. По мнению жандармов, в своих рассказах автор принижал дворян и возвышал крепостных крестьян, что было для них недопустимо.

Карикатура А. М. Волкова на роман Тургенева «Дым»

-2
— Какой неприятный запах — фи!
 — Дым догорающей известности, чад тлеющего таланта…
 — Тс-с, господа! И дым Тургенева нам сладок и приятен!

Действие романа «Дым» происходит в немецком Баден-Бадене. В нем писатель сатирически изобразил представителей высшего света. И критики, и обычные читатели приняли роман неоднозначно: многим казалось, что за годы жизни за границей Тургенев утратил связь с пореформенной Россией. В 1867 году автор писал А.И. Герцену: «...меня ругают все — и красные, и белые, и сверху, и снизу — и сбоку…»

2. Александр Пушкин: быть или не быть при дворе?

Пушкин на балу (с М.И. Хвостовой). 1820-е гг.

-3

В молодости Александр Сергеевич любил танцевать на московских балах — об этом свидетельствуют воспоминания его современников.

«Помню, что в те времена я не раз носилась в вихре вальса с Ал. Серг. Пушкиным. Веселое и беззаботное было время», — вспоминает В.П. Прончищева (Оболенская). Друг Пушкина П.А. Вяземский рассказывал: «Особенно памятна мне одна зима или две, когда не было бала в Москве, на который бы не приглашали Григ. Ал. Корсакова и меня. После пристал к нам и Пушкин. Знакомые и незнакомые зазывали нас и в Немецкую слободу, и в Замоскворечье. Наш триумвират в отношении к балам отслуживал службу свою, наподобие бригадиров и кавалеров св. Анны, непременных почетных гостей, без коих обойтиться не могла ни одна купеческая свадьба, ни один именинный обед».

Пушкин с камергерским ключом

-4

Камергерский ключ — атрибут придворного звания камергера, который символизирует его привилегированный доступ в покои монарха. Но у поэта такого чина не было. В 34 года он получил лишь звание камер-юнкера, которое совсем не соответствовало его возрасту и известности и очень раздражало его самолюбие. Когда об этом узнал свет, последовало множество едких замечаний, эпиграмм, карикатур. Есть мнение, что придворный чин поэту дали лишь для того, чтобы он мог сопровождать на балах красавицу-жену Наталью Николаевну, которую хотели видеть во дворце.

По мнению автора карикатуры, Пушкин все же мечтал о царских почестях. Но, возможно, на самом деле поэт желал оставить надоевшую столицу и погрузиться в работу над объемными художественными и научными трудами — об этом говорят его письма того времени.

3. Оноре де Бальзак и его трость

Статуэтка Бальзака шарж французского скульптора-карикатуриста Жана-Пьера Дантана (1835).

-5

В скульптуре преувеличены отличительные черты внешности писателя — его тучность и небольшой рост. Также автор шаржа уделил особое внимание знаменитой трости Бальзака. Этот аксессуар писатель приобрел после того, как наконец разбогател. Трость должна была стать еще одним элементом его роскошной жизни. Но слишком массивная и не соответствующая моде и телосложению Бальзака трость стала предметом многочисленных шуток.

4. Лев Толстой: «памятники» при жизни

Толстой и современные писатели, или Великан и пигмеи. 1903

-6

Рисунок отсылает нас к известной статуе божества Нила, изображавшей великую египетскую реку в человеческом обличье. И как Нил питал жизненной силой Египет, так Лев Николаевич питал русскую литературу.

А есть и еще одна карикатура, где Толстой изображен в виде статуи. Автор рисунка обыгрывает имя писателя.

-7

5. Александр Дюма: ответить обидчикам и успеть все

Дюма, как и Пушкин, имел африканские корни — его бабушка была чернокожей рабыней. Копна кудрявых волос, пухлые губы и смугловатый цвет кожи писателя выдавали это родство.

Дюма нередко становился объектом язвительных шуток по поводу своей внешности и происхождения. Но острый на язык писатель всегда знал, что ответить недоброжелателям. Однажды он сказал так: «Мой отец был мулатом, мой дед был негром, а мой прадед — обезьяной. Видите ли, сударь: мой род начинается там, где ваш заканчивается». (Хотя деда Дюма привел скорее для красного словца, тот негром не был).

-8

Дюма любил жить на широкую ногу, и для этого ему приходилось много работать — у него не было большого наследства, и приходилось содержать не только себя, но и семью. Платили ему построчно, и порой он писал в бешеном темпе, а иногда и прибегал к помощи литературных поденщиков.

«Александр Дюма работает над исполнением всех обязательств»
«Александр Дюма работает над исполнением всех обязательств»

Писатель обожал готовить, и одним из его любимых блюд был рыбный суп буйабес. Он даже составил свой «Большой кулинарный словарь» с рецептами. А на его литературной кухне тоже поспевали все новые и новые «блюда» — его увлекательные произведения.

«Стряпня получается что надо... Еще немного чеснока, и будет идеально!»
«Стряпня получается что надо... Еще немного чеснока, и будет идеально!»

6. Писатели в заложниках у издателей

Обязательные литераторы. Карикатура Н.А. Степанова

-11

Рисунок иллюстрирует договор об исключительном сотрудничестве между издателями журнала «Современник» Иваном Панаевым и Николаем Некрасовым и ведущими писателями того времени — Дмитрием Григоровичем, Иваном Тургеневым, Александром Островским и Львом Толстым. По соглашению, которое вступало в силу с 1 января 1857 года, эти литераторы в течение 4 лет могли печататься только в «Современнике».

Предполагалось, что названные авторы будут постоянно принимать участие в подготовке журнала. Но уже к концу года стало понятно, что сотрудничество не дает издателям нужных результатов: писатели не так уж охотно несли свои произведения на публикацию, и в пяти выпусках журнала из двенадцати вообще не было их работ. В феврале 1858 года соглашение было расторгнуто.

7. Антон Чехов: «Медведь» и «неинтересный» портрет

Дружеский шарж на постановку пьесы «Медведь» в Театре Корша. 1889 год.

-12

Небольшая чеховская пьеса-шутка «Медведь», впервые поставленная на сцене в 1889 году, быстро завоевала любовь зрителей. Литератор В. В. Билибин писал: «"Медведь" и "Предложение" завоевали всю Россию». А сам автор шутил: «Мой "Медведь" следовало бы назвать "Дойной коровой"», — пьеса помогла ему улучшить материальное положение.

По сюжету комедии к помещице Елене Ивановне Поповой, которая уже долгое время переживает смерть супруга, приезжает сосед — отставной военный Григорий Степанович Смирнов. Григорий Степанович хочет немедленно вернуть долг ее покойного мужа, но Елена Ивановна просит его подождать пару дней. Между ними завязывается перепалка, в ходе которой Смирнова обзывает соседа грубияном и медведем, и тот вызывает ее на дуэль. Но поединок заканчивается вполне счастливо...

Чехов и его портрет. Шарж А. Хотяинцевой

-13

Портрет Чехова работы Осипа Браза (1898) — сегодня один самых тиражируемых. Его можно увидеть в Третьяковской галерее. Но вот «главному герою» портрет не нравился с самого начала. Еще в то время, когда писатель приходил в мастерскую художника позировать, в одном из писем он отметил: «Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение… такое, точно я нанюхался хрену». Позднее Чехов писал сестре: «Говорят, что я очень похож, но портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего».

8. Грустный носатый Гоголь

Памятник Гоголю. Карикатура М. В. Добужинского, 1909.

-14

В 1909 году, к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Москве на Пречистенском бульваре был установлен памятник писателю (сейчас его можно увидеть на Никитском бульваре).

Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, опустошения, разочарования в своем творчестве. Писатель сидит в согбенной позе, взгляд опущен. И именно идея «скорбящего» Гоголя вызвала много споров среди современников. Ведь раньше так изображать известных личностей было не принято — скульптура должна была быть величественной и торжественной.

Вот одно из воспоминаний:

Первое впечатление этой почти страшной фигуры, прислонившейся к грубой глыбе камня, точно ударило. Большинство ждало образа, к которому привыкло… И вместо этого явно трагическая, мрачная фигура; голова, втянутая в плечи, огромный, почти безобразящий лицо нос и взгляд – тяжёлый, угрюмый, выдающий нечеловеческую скорбь… В сумерках и лунной ночью он будет прямо страшен, этот бронзовый великан на Арбатской площади, замерзший в позе вечной думы.

Зато, например, художник Илья Репин поддержал идею памятника:

Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Н. А. Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства.

9. Максим Горький: подражатели и недоброжелатели

Горький и «подмаксимовики», 1901.

Слева направо: Л. Андреев, С. Скиталец, И. Бунин.

-15

Писатель довольно быстро стал популярным. Известность ему принесли не только новые темы, которые он принес в литературу, но и одежда и стиль жизни. Подчеркивая свое простое происхождение, он одевался не как рабочий или крестьянин, но изобрел собственный «демократический» стиль и считался большим модником. «Всегда одетый в черное, он носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши», — вспоминал Ю.П. Анненков.

Молодые писатели, повторяя за Горьким, также надевали плащи-крылатки и широкополые шляпы, курили дешевые папиросы и даже специально окали. Их и называли «подмаксимовиками».

«Остерегись, Максим!» Карикатура, напечатанная после публикации открытых писем против суда над эсерами

Горький в ряду с другими писателями-эмигрантами
Горький в ряду с другими писателями-эмигрантами

Хоть Горький сотрудничал с большевиками еще с 1900-х годов и тесно общался с В.И. Лениным, с советской властью у него периодически возникали разногласия. Возможно, именно из-за очередного конфликта писатель в 1921 году надолго уехал за границу — ведь его считали «колеблющимся» и «неблагонадежным». Официальной же причиной было лечение. Приедет в СССР он только через семь лет, а вернется насовсем только в 1933 году.

Весной 1922 года Горький написал открытые письма, где выступил против суда в Москве над эсерами («старыми» революционерами), который был чреват для них смертными приговорами. Письмо получило большой резонанс: его напечатала немецкая газета «Vorwärts», а также ряд русских эмигрантских изданий. Ленин же посчитал это заявление предательством и назвал письмо «поганым».

6. Русские классики рвутся на первый съезд советских писателей. Кукрыниксы,1934 год.

-17

С 17 августа по 1 сентября 1934 года состоялось первое всесоюзное собрание литераторов. На съезде собралось около 600 делегатов.

Атмосфера съезда напоминала большой праздник: играл оркестр, у входа в зал гостей встречали толпы москвичей, на стенах Дома союзов были развешаны портреты великих писателей прошлого.

Делегаты были на особом счету: в эти две недели они могли в любой момент взять машину для личных поездок или бесплатно получить билеты на лучшие спектакли и концерты. Питание было организовано в ресторане неподалеку. Руководство следило, чтобы писателей «кормили хорошо, чтобы считались с их вкусами, чтобы выполняли их заказы…» Возможно, именно поэтому классики на рисунке так спешат на собрание.