Найти в Дзене
Круиз.онлайн

По «Каналу имени Москвы» под соловьиные трели…

Оглавление

В ходе любого круиза из Москвы туристы на борту теплохода преодолевают трассу уникального гидротехнического сооружения, соединяющего столицу с Волгой. Речь, разумеется, о «Канале имени Москвы».

Петровские идеи воплотились при СССР

Идея соединить Волгу и Москву-реку родилась ещё в пору царствования Петра I, который, как всем известно, очень любил каналы. Инженерами ему было предложено несколько вариантов. Однако до осуществления дело так и не дошло.

Реализована же идея императора была на три века позже, уже при власти народа — в государстве рабочих и крестьян. Причём, отнюдь не планы расширения судоходства ставились руководителями СССР во главу угла. Намного важнее было решить проблему снабжения Москвы питьевой и технической водой.

Теплоход «Николай Карамзин» в канале им. Москвы
Теплоход «Николай Карамзин» в канале им. Москвы

Судьбоносный доклад Кагановича

По сути, отправной точной в создании канала стал пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в июне 1931-го года. На тот момент Первый секретарь Московского горкома партии Лазарь Каганович в своём выступлении убедительно доказал, что для нужд стремительно растущей Москвы необходимы водные ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

Решение было принято и завизировано Сталиным. Интересно, что ему, как и Петру I, предлагались разные проекты, в том числе и тот, что частично предполагал самотечность канала. Но Иосиф Виссарионович в шутливой форме заметил, что «В нашей стране ничего нельзя пускать на самотёк»…

Ударными темпами за пять лет

Работы по возведению канала начались осенью 1932-го года. Разумеется, широко использовался труд заключённых. Для этой цели был создан «Дмитлаг», просуществовавший более пяти лет. Количество работников на строительстве канала достигало в отдельные периоды 210 тысяч человек.

Канал был построен в рекордные сроки — всего за пять лет. 17 апреля 1937-го года произошло заполнение водой всей его трассы, длина которой составляет 128 километров. Ширина канала по поверхности — 85 метров, по дну — 45 метров. Глубина на фарватере — 5,5 метров.

Памятник Ленину на входе в канал имени Москвы
Памятник Ленину на входе в канал имени Москвы

Первые десять лет это гидросооружение называлось «Канал Москва — Волга», а в 1947-м году, в связи с 800-летием столицы СССР, оно был переименовано и с тех пор носит имя «Канал имени Москвы» (сокращённо — КиМ).

Из столицы на Волгу-матушку

Трасса КиМа проходит по Московской и Тверской областям. От столицы до Дубны, где канал как раз и начинается, корабли проходят шесть шлюзов.

4-хпалубный круизный лайнер «Мстислав Ростропович» в канале им. Москвы
4-хпалубный круизный лайнер «Мстислав Ростропович» в канале им. Москвы

С учётом габаритов 4-палубных теплоходов, расходиться им на узкой водной дорожке канала весьма непросто. Туристам же из Москвы круизы по Волге сулят очень приятные, незабываемые впечатления. Особенно хорош канал в мае и начале июня, когда вечерний проход судов здесь сопровождают роскошные соловьиные трели.

Кстати, круизы из Москвы на майские каникулы-2024 уже доступны для бронирования на нашем портале Круиз.онлайн. Скидки на стартовые рейсы будущей навигации на данном этапе акции «Раннее бронирование 2024» — максимальные!