В белгородской семье Казаковых живёт 14-летний мальчик Артём с добрыми глазами и открытым сердцем
К нам Артём сразу бежит навстречу, ведёт к большому аквариуму: «Давайте покажу вам, какие у нас рыбки есть! Вот, посмотрите, сомик. Вот второй. А улиток посмотрите сколько: целая стая! Сам за всеми ухаживаю, кормлю специальным кормом». Пока Артём взахлёб рассказывает о своих питомцах, его мама Надежда негромко признаётся: «Ему было почти три года, когда невролог сказала: он не будет ни разговаривать, ни ходить, просто лежать. Но мы его подняли».
Показать сыну жизнь
До этого Казаковы наблюдались у врачей, но те не говорили ничего определённого. Мальчик молчал, ходил только за ручку – самостоятельно не получалось. А потом приём у невролога и заключение.
«Мы приезжаем от врача домой – и вдруг в этот день Артёмка пошёл. У меня, конечно, нервный срыв: от врача ехала – слёзы, а здесь – смех от радости, – вспоминает Надежда. – Разговаривать начал почти в пять лет, до этого мычал. У него на всё было только «мама». Тяжело, конечно: что‑то не понимала, бывало, плакала, психовала. Не на него, а сама на себя».
Сейчас у мальчика семь диагнозов. Среди них – ДЦП и умственная отсталость. Но его родители убеждены: ни один из диагнозов не должен мешать их сыну жить полной, интересной жизнью, чего бы это ни стоило.
«Наш педиатр так и говорит: «Вы всю себя ему отдали». Некоторые удивляются: «И что ты с ним так кружишься?» А я считаю, как мать я должна ребёнку показать жизнь и адаптировать к ней, потому что я ведь тоже не вечная, – рассуждает Надежда. – Материнское сердце мне подсказывало, как поступать. Я научилась и массажи делать, и уколы ставить, на иглоукалывание возила. Не было возможности купить приспособления для ног – делала их из чего придётся. А сейчас уже и Интернет подсказывает. Увидела упражнения для моторики – повторяем дома».
Одно из частых упражнений – по заветам Золушки: смешать рис и фасоль, чтобы мальчик потом разбирал. Да и в целом физической активности в семье уделяют особое внимание. Недавно Артём получил значок ГТО в направлении адаптивного спорта. А перед этим, в 13 лет, научился крутить педали.
«Он мечтал об этом, но обычные велосипеды неустойчивые, на них у него не получалось. Я обратилась к белгородским спортсменам, они приехали в гости, посмотрели его историю болезни, сделали благотворительный забег и купили нам велотренажёр, – рассказывает мама. – Артём уже около полугода занимается: ему нравится, интересно, даже походка изменилась с начала занятий».
Артём кивает и тут же садится на тренажёр, начинает крутить педали. И гордо улыбается. Теперь в семье мечтают о беговой дорожке – это была бы уже иная, но тоже важная активность.
Первый цыплёнок
А главная мечта самого Артёма – новый инкубатор. Тот, что был раньше, сломался. А мальчику очень нравилось выводить в нём цыплят. По словам матери, когда инкубатор работал, Артём не отходил от него ни на шаг, даже спал рядом. И сколько счастья было, когда запищал первый цыплёнок!
«Он у нас очень к животным тянется. И у него с ними всё получается, он их изучает, даже видео в Интернете смотрит, – отмечает Надежда. – Вчера, например, приходит ко мне и объясняет, почему коза во дворе кричит».
Козу, как индюков и гусей, Казаковы завели по просьбе сына. В тёплые дни он возится с питомцами постоянно. То пытается подоить козу, то подольёт птицам воды, то подсыпет зерна.
«Всё лето хозяйством занимался. Сейчас не пускаем – ещё простынет, лечиться будем долго. Но он всё равно встаёт в половине пятого. Ему дай только волю – он бы и сейчас на дворе всё время проводил, пусть даже и по самые уши в грязи», – улыбается Надежда.
Теперь время Артём уделяет питомцам домашним – двум кошкам, маленькой собачке, рыбкам и попугаю. Часто готовит – любит раскатывать тесто на пиццу или чебуреки, вместе с папой давит сок. Бывает, рукодельничает – плетёт из бисера, рисует, мастерит поделки из шишек.
«Больше всего люблю делать открытки!» – говорит мальчик и приносит большую папку картонных поздравлений.
Разноцветные ромашки из бумаги и подпись: «Любимой маме». Та кивает:
— Он у нас прям мамин сын. Даже пусть весь день рядом – вечером подходит: «Я соскучился». А утром первым делом спрашивает, чем помочь. Я отвечаю: «Дай мне хоть кофе попить». А он уже чем‑то занимается. Всё старается попробовать и успеть.
— А есть занятия, которые Артёму не нравятся?
— Только одно: когда его заставляют читать.
Иксы и игреки
А читать в последнее время приходится чаще, чем раньше: в этом году Артём пошёл в школу. Прежде занимался дома, но родители считали, что этого мало: общение со сверстниками не заменить ничем. И добились того, чтобы сына взяли в 7-й класс.
«На линейку шёл – плакал, испугался, что мамы рядом нет. А потом нашёл меня глазами и успокоился, заулыбался, – рассказывает Надежда. – Я, конечно, тоже боялась: как другие дети будут себя с ним вести? Но всё оказалось хорошо. Он приходит в полном восторге. За эти несколько месяцев общения с детками очень изменился, стал совсем по‑другому рассуждать. Это очень важно».
Сам Артём добавляет: в школе ему нравится получать пятёрки по технологии, стоять охранником возле школьного музея, чтобы никто не трогал экспонаты руками. Но лучшая часть школьного дня – общение с одноклассниками.
«Есть одна девочка, которая со мной хорошо общается, мы с ней дружим. Она со мной сама познакомилась. Я даже прятался от неё сначала, но она всегда меня находила. Она вообще золотко!» – смеётся мальчик.
На уроках он тщательно списывает с доски всё, что говорит учитель. Хорошо даются иксы и игреки, правда, не всегда хватает времени всё перенести в тетрадь. Зато за эти несколько месяцев Артём научился прописным буквам, и его родные этим очень гордятся. А самым главным достижением сына Надежда считает его стремление и интерес к жизни.
«Он для себя очень много везде берёт. Всем увлечён, ждёт поездок и конкурсов. У сына какое‑то достижение, и мы сразу радуемся – у него получилось! Я его всегда поддерживаю, показываю, что мне с ним интересно. Да, он особенный ребёнок, но дети вообще все разные. А тут утром встаёшь, и он сразу к тебе: «Мамуль, доброе утро!». Улыбнулся – и настроение поднимается. Он – лучик, для которого хочется жить».
Александра Токтарёва