Найти тему
Русский мир.ru

Король сверхзвука

22 июля 1895 года в селе Глубокое (ныне — райцентр в Витебской области Белоруссии) родился Павел Осипович Сухой. Авиаконструктор, один из основателей отечественной сверхзвуковой авиации.

В гомельской гимназии Павел хорошо выучил немецкий и латынь. что позволило ему в дальнейшем читать техническую литературу на иностранных языках. Одно из ярких воспоминаний детства, о которых вспоминал Сухой, — показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин.

В 1914 году Павел поступил в Московский университет, спустя год перевелся в Императорское московское техническое училище, ныне — Московский государственный технический университет имени Н. Баумана. После начала Первой мировой войны был мобилизован, служил в артиллерии. После развала фронта и революции вернулся домой, работал в школе учителем математики.

В Московское училище вернулся в 1921 году. Окончил его успешно, руководителем диплома был Андрей Туполев. С 1924 года поступил на работу в конструкторское бюро Туполева. Начав с должности чертежника, Сухой быстро стал заместителем главного конструктора. Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, самолеты АНТ-25 и АНТ-37бис "Родина".

Су-2
Су-2

Заметной вехой в творчестве авиаконструктора была работа над проектом самолета "Иванов", который вошел в серию под названием "Су-2″. Простой в управлении и устойчивый в полете самолет выполнял функции бомбардировщика, машины сопровождения, корректировщика. Он был надежен в условиях полевых аэродромов. Вскоре после начала войны руководство ВВС отказалось от универсальных машин, но в Су-2 прослеживались качества будущих "Сухих" — высокий конструкторский уровень и универсальность. В годы войны коллектив, руководимый Павлом Сухим, работал над проблемой создания скоростного высотного истребителя, выпускал и совершенствовал самолеты-штурмовики Су-6, Су-8.

Су-17
Су-17

В 1944 году Сухому было поручено заняться разработкой самолетов с реактивными двигателями. Начав с изучения немецких и американских образцов реактивной техники, Сухой перешел к экспериментам с крыльями различной формы. Результатом стали первый в мире перехватчик и первый советский самолет с треугольным крылом Су-9, а также первая машина с крылом изменяемой стреловидности, Су-17. Под руководством Сухого шла работа над тактическим фронтовым бомбардировщиком, носителем ядерного оружия Су-24.

Су-30СМ
Су-30СМ

У Сухого в последние годы жизни обострились последствия перенесенного на фронте туберкулеза легких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался он 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории "Барвиха". Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. КБ Сухого создало штурмовик Су-25, тяжелый истребитель Су-27 и истребитель завоевания господства в воздухе Су-30. Идет работа над истребителем пятого поколения, Су-57.

Первый полет SSJ. Комсомольск-на-Амуре. 19 мая 2008 года
Первый полет SSJ. Комсомольск-на-Амуре. 19 мая 2008 года

В 2000 году корпорация "Сухой" занялась разработкой пассажирской техники, создав компанию "Гражданские самолеты Сухого". 19 мая 2008 года в небо поднялся среднемагистральный лайнер SSJ 100, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 километров.