Долго не принимают, и вот опять не приняли! Значит есть причины фундаментальные.
Неспроста такое упорство с обеих сторон - одни настойчиво пытаются вступить, другие последовательно отказывают и не пускают. Очевидно, что дело не в случайных факторах, а в основных качествах этих субъектов и в их целевых установках. Такому Евросоюзу такая Турция не нужна. Но Турция в Евросоюз очень хочет.
Вот очередной заход и очередное разочарование: Турция не станет членом Евросоюза в 2024 году. Об этом сообщил представитель Еврокомиссии Петер Стано, образно заметив, что процесс вступления в ЕС "занимает годы, а не часы". Он добавил, что Евросоюз пока не готов предоставить Турции безвизовый режим: - "Решение о либерализации визового режима принимается государствами-членами после того, как страна выполнит все необходимые критерии, которые включают права человека и политические свободы".
Какие же "годы" понадобились Европе и какого выполнения критериев ждут европейцы? Ведь Турция подала заявку на вступление в Европейский союз ещё в 1987 году, а в 1999 году получила статус кандидата. Однако переговоры о вступлении начались только в 2005 году и как-то не заладились по разным формальным причинам, в том числе - из-за некоторых турецких законов, которые, по мнению европейского руководства, нарушают свободу слова.
Утомлённые долгим процессом турецкие руководители стали заявлять, что их страну больше не интересует вступление в ЕС, и что переговоры не могут продолжаться в том формате, которого требует Европа. Турецкий президент Эрдоган в традициях восточного базара возмущался: - "если в ЕС думают, что Турция будет умолять о своём вступлении в эту структуру, то они ошибаются".
В октябре 2017 года Эрдоган заявил, что Турция больше не нуждается в этом вступлении, но и выходить из переговоров не намерена. Однако в марте 2018 года тот же Эрдоган назвал вступление в ЕС стратегической целью Турции. А в декабре 2019 он опять огорчённо говорил о нежелании Евросоюза принимать Турцию.
Процесс как будто уже совсем затух, но вновь воспрял летом 2023 года, в связи с желанием лидеров НАТО принять в состав альянса нового члена - Швецию. Требуется согласие Турции, а у турецкого руководства есть серьёзные возражения (которые сами шведы словно намеренно провоцируют). Надо как-то договариваться. Торг уместен, турки торговаться любят и умеют. Но Европа расплачиваться не собирается.
Накануне недавнего саммита НАТО в Вильнюсе турецкий президент Эрдоган и президент США Байден обсудили по телефону шведский вопрос. Эрдоган заявил, что готов в ближайшее время согласовать приём Швеции в альянс, но в обмен хочет активизировать вступление Турции в Евросоюз. Перед вылетом в Вильнюс он сказал:
- "Я хочу обратиться к странам, которые тормозят нас на пути в ЕС уже 50 лет. Откройте Турции путь в Европейский союз. И мы откроем путь Швеции в НАТО, как ранее сделали это для Финляндии".
Саммит прошёл, и Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что Турция согласилась одобрить вступление Швеции в альянс, а Швеция обещает содействовать присоединению Турции к Евросоюзу. Однако при этом Столтенберг отметил, что два упомянутых процесса между собой не связаны. Турция взаимно не торопится - протокол о приеме Швеции в НАТО будет рассмотрен в турецком парламенте, вероятно, осенью (парламент уходит на летние каникулы до 1 октября). И вот, похоже, опять не сложилось.
Некоторые аналитики полагают, что очередной отказ капризной Европы адресован не столько Турции, сколько Эрдогану. Якобы это ответ ему лично как политику и президенту, потому что вот так относятся к нему в европейском руководстве. Высказываются прогнозы, что на время президентства Эрдогана путь для Турции в ЕС заказан. Но как бы там ни относились к Эрдогану, нельзя объяснить его личными особенностями столь длительное невступление. Проблема не в отдельных руководителях, а в самом Евросоюзе и в самой Турции - в их фундаментальном несоответствии.
Фундаментом ЕС является прежде всего экономика. Евросоюз создавался ради экономических целей - как подконтрольная территория, источник трудовых и прочих ресурсов, а главное - как гарантированный рынок сбыта для основных европейских экономик (прежде всего - германской). Периферийным членам Евросоюза отводилась роль зависимых потребителей, лишённых собственной промышленности, посаженных на кредитную иглу, не имеющих своей политической воли.
Пока Турции отказывали во вступлении в Евросоюз, туда охотно принимались всякие малые страны: Болгария, Венгрия, Прибалтика... Их заставляли избавляться от своих производств, их переводили на потребление товаров главных европейских производителей, а также пересаживали на европейские кредиты, которые поступали на счета в европейские банки и тратились на приобретение европейских товаров (т.е. германские кредиты, выданные слабым странам Евросоюза, фактически попадали в германскую экономику).
Турция на такую роль не годилась - слишком большая и самостоятельная. Она сама хочет производить и продавать свои товары, ей нужен европейский рынок. И кредиты собирается вкладывать в себя, и решения свои хочет принимать сама, будет требовать к себе уважения. В качестве самостоятельной производящей экономики и независимого государства Турция в Евросоюзе не нужна (не для неё этот рынок создавали), и командные роли в ЕС уже распределены. Вот и не принимают Турцию в Евросоюз, под предлогом недостаточной демократичности, плохой истории и цивилизационных различий.
Для сравнения - в военно-политическом блоке НАТО Турция очень нужна, поэтому её туда приняли и исключать не собираются, несмотря ни на какие выходки и вольности турецкого руководства. Свободы, "ценности" тут не при чём. Экономика и политика - это про интересы. У Турции свои интересы - она торгуется и выгадывает, она предвкушает ослабление Европы и рассчитывает поживиться на её упадке и разделе.
Теперь ситуация в Европе меняется. Возможно, скоро и Евросоюза не будет. Главные европейские экономики уже не те. Но и делить Европу пока рано, она ещё жива. Так что придётся Турции побыть вне Европы.