Нонна Мордюкова - не просто народная артистка России, но и живое воплощение настоящей русской женщины. Вот только подобный образ радовал саму актрису далеко не всегда: "Как мне надоело слышать, что я сильная!"
Нонна Викторовна Мордюкова (1925-2008) получила звание народной артистки СССР в 1974 году. Однако тот факт, что в отечественное кино пришла артистка по-настоящему народная, стал очевиден с первой же роли актрисы (настоящее имя которой, кстати, звучит как Ноябрина). Уже в картине "Молодая гвардия" (1948) стало очевидно, что Мордюкова представляет собой не просто образ русской женщины - она и есть настоящая русская женщина на киноэкране.
Последующая творческая карьера протяжённостью в пятьдесят лет и почти пятьдесят ролей (в последние 10 лет жизни актриса не снималась) лишь подтвердили этот факт, сделали его культурным явлением. Талант Мордюковой заключался в подлинной актёрской многосторонности - ей с блеском удавались не только образы "сильных женщин", но и яркие комедийные персонажи (фильмы "Женитьба Бальзаминова" и "Бриллиантовая рука" тому свидетельство). А сложная личная жизнь (в частности, неудача в браке с Вячеславом Тихоновым, ранняя смерть единственного сына) придала фигуре Нонны Мордюковой особую трагичность.
Трагичность, которая нашла выражение в цитатах артистки.
О необычной пунктуальности
Мне говорят: ты какая-то даже нерусская. Ни на одну секунду никуда не опоздала.
О связи с Родиной
Я сильна только там, где я посыльная от земли, от Родины, от болей и радостей сегодняшней жизни, от людей, которых я люблю... Я лист от корня, которому служу всей душой.
О семье
Когда дружит семья - это настоящее. Наши родители не оставили нам ни серванта хорошего, ни "Мерседеса", но нас - шесть братьев и сестёр, мы - семья, великая сила, великое богатство.
О детях
Как хочется всем родителям, чтобы их дети были спокойны, уважительны, примерны, чтобы не водились с так называемыми плохими девочками и мальчиками.
Об особенностях национальной косметики
Подчепуривалась так: смешивала черные чернила с кусочком мыла, заваривала смесь в консервной баночке на газочке. Когда застынет, пожалуйста, - тушь готова. Румянились свёклой. Но чаще всего мы брали траву пагоду: потрёшь ею щёки - и они трое суток горят.
О матерях
Сытых и устроенных мам дети зачастую любят мало, а вот многодетных, отдающих себя детям, не успевающих порою и поесть, и в зеркало заглянуть, - таких любят щемящей, сильной любовью.
О причине влюблённости
Я никогда не влюблялась в плечи, в глаза. Поступок! Вот что для меня всегда было главным.
О роли актёра в искусстве
Мы, актёры, что ни говори, всего лишь инструменты, а мастеровые - это режиссёры. Им тот инструмент подавай, который в данный момент нужен: молоток там, или пассатижи, или вот сейчас Мордюкова в самый раз будет.
О диалектике
Конечно, в простом народе есть масса такого, скажем прямо, непростого.
О тяге к высокому искусству
Меня, провинциалку, всегда тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть и дома в бархатном халате расхаживает...
О праздности и честности
Праздная жизнь, как сказал Макаренко, не может быть честной. Да, жизнь наша коротка, и надо, чтобы было в ней хорошо - и на душе, и дома, и на работе. Порой кажется, что такое невозможно, но к этому надо стремиться.
О мужском голосе
Тембр голоса не даётся мужику просто так. Тембр характеризует мужское начало. А если ещё и говорит с лёгким акцентом - просто праздник души.
Об изнанке актёрской работы
Наше орудие производства - душа, анализ, поиски живой крови, искренности и многого невидимого никому. Со стороны незаметно, но "прижигание" души временами бывает нестерпимо жарким. Вот и ответь тут зрителю, как мы работаем в кино. Ведь всё равно, рассказывая о съёмках, актёр будет крутиться вокруг да около, потому что передать лепку роли, проследить за каждой стадией её развития он не сумеет. Процесс актёрской работы непоэтичен и неромантичен. Это грызня, споры, поиски и попытки и снова попытки, то есть дубли. Много дублей. Попадание в яблочко - радость, восторг всей съёмочной группы. Но это яблочко нарабатываешь иногда целую смену.
О мужском обаянии
Бывают мужчины настолько обаятельные, обходительные, что женщина воспринимает знаки внимания с их стороны как оказанные исключительно ей одной.
О возвышенности
Я за то, чтобы в искусстве всё было укрупнено, приподнято, чуть оторвано от земли для зова к лучшему. Не дело хвастаться натурализмом, который, по-моему, несёт в себе неподвижность, застой, скуку.
О своей силе
Как мне надоело слышать, что я сильная! Да мягкая я, как воск, только надёжной мужской руки не встретилось.