Третьего дня осилил (наконец-то) фильм Виктора Гинзбурга Ампир V, снятый по, в свое время, модной книжке Виктора, прости Господи, Пелевина Empire V. Кино, как и книжка посвящены модной теме вампиров. Стоит отметить, что фильм снят достаточно точно, но, значительное количество пространственных рассуждений были сокращены. Книгу я читал ещё в 2006, поэтому многое уже не помню. Но, например, точно помню, что там был разговор про часы Rolex, которые были символом некоего подчиненного состояния представителя среднего класса. Не пересказывая сюжет, он достаточно скучный, хотелось бы сконцентрироваться на ряде глюков, которые режиссёр бережно перенёс из книги в фильм.
Кстати, пока не забыл, речь идёт именно о вампирах, а не об оборотнях или зомби. Это важный аспект, но не шибко очевидный. Других “упырей” быть в этом произведении не могло. Изначально, миф о вампирах возник как страх низших слоёв общества перед высшими. А вот зомби, это наоборот, визуализированный страх высшего общество перед восставшей чернью. Но это к слову, в фильме этот конфликт никак не отражается.
В фильме есть три базовых понятия: гламур, дискурс и баблос. Автор даёт такие определения: “Если кратко, то гламур – это то, кем ты являешься в обществе, какой образ формируешь в глазах других (а казаться ты должен человеком намного лучше себя настоящего, таковы правила современного мира). А дискурс – это сублимация гламура, то есть это те намерения и цели, которые ты вряд ли сможешь осуществить в своей жизни и которым пытаешься придать хоть какую-то реальную, внешнюю форму через гламур”. То есть такая, абаракадабра, которая пародирует известную шутку времён эпохи научного материализма “Учение Маркса всесильно потому что верно, а верно потому что всесильно”. Что такое баблос автор толком сам не поясняет оставляя туманный намёк, что это некий наркотик. Понятно, что имеется в виду смешной экивок на тему денег “бабло, бабки и т.д.”, но всё же.
В итоге, главные герои фильма ходят и рассуждают об этих трёх философских столпах, показывают построение иерархии существующей реальности, делая лёгкие намёки на жизнь текущую. Фильм, повторюсь, изрядно сокращен и большинство пространных диалогов о сущности человеческой жизни в нём пропущены.
Собственно, что хотелось бы сказать, почему фильм устарел? Дело в том, что устарел не только фильм, но и книга, притом, отчасти, уже в момент публикации. Это с некоторой грустью признаёт и автор, когда заставляет главного героя, Раму, читать стихи на “обланском йазыге”. Олбанский, это мем из начала 2000-ых, а к середине он уже был схаван, переварен и благополучно высран. Пелевин как и в других ранних книгах, говорит о о мире имитации. Главный грех “халдея”, представителя власти, которая обслуживает вампиров, это не то, что он педофил, жулик и вор, а то, что не такой он уж жулик и вор, а так, мелочь, живущая на взятки.
И, надо сказать, эпоха такой философии действительно существовала в России 2000-ых годов. Если в первую половину 1990-ых, ошалевшие варвары грабили наследие империи, то к концу этой эпохи, варвары возомнили себя Кайзерами и Королями, теми кто чего-то добился. На этом фоне появилось большое количество популярных “аналитических” журналов, в которых печатались “мудрецы” рассуждающие о чем-то незыблемом, о некой власти лидеров общественных мнений, способных словом поднимать бури. Эпоха цветных революций, когда от Сербии до Грузии “люди со светлыми лицами”, казавшиеся сами себе вождями в светлое будущее, способные бить по щекам власть предержащих. Нереальность этого образа была продемонстрирована (мы говорим сугубо о России, как там за бугром было даже рассуждать не берусь) уже в 2001-2002 году, когда канал НТВ, с его лидерами общественного мнения был выгнан пинком под зад. Нет доступа к массовому вещанию – нет лидера общественного мнения.
Но в целом эпоха, которую описывает фильм вполне себе существовала десятилетие 00-ых. Закончилась она в 2011 году, когда на улицы Москвы и Санкт-Петербурга вышел рассерженный горожанин. Люди собирались толпами, кричали величавые речи… а не произошло ничего. Всю зиму столичные хипстеры ходили по городу, пока не успокоились к весне. После в мае был небольшой рецидив, тогда власть отреагировала жеще и рассерженный горожанин превратился в обосравшегося. Больше понятия “гламур и дискурс” не работали. Вернее, остались, чем-то вроде религиозного культа. Например, можно заглянуть на канал Алексея Венедиктова (признан иностранным агентом, чтобы это не значило) или к другим либеральным оппозиционерам, вместо описания реальности, люди натурально колдуют “заговаривая” окружающую реальность. 25 лет колдуют, а товарищ Саурон всё также сидит на троне.
После 2011 года колдовать стало бессмысленно. Алексею Навальному (не менее, чем три раза признан преступником российским судом) накрутили 100 миллионов просмотров на последний “фильм-расследование”, что никак не отразилось на его дальнейшей посадке в тюрьму. Более того, даже “Майдан” 2014 года, не получился сам по себе, руководителям пришлось пролить крови и практически физически надавить на действующего президента Украины, чтобы заставить его отпустить власть. Насмешкой над “гламуром и дискурсом” стало возвращение Крыма в родную гавань. Вдруг оказалось, что 25-тысячный корпус “вежливых людей”стоит больше чем миллионные митинги поддержки, лучи добра и прочие рассуждения о неизбежной и неминуемой победе “воинов света”.
В реальности, “гламур” это просто изрядно примитивная демонстрация высокого материального достатка спаянная с примитивным представлением о красоте вещей, или, как говорят теперь “дорого-богато”. “Дискурс” это всего-лишь система обсуждений данной субкультуры, ну а “баблос” и переводить не надо.
Слащавый глюк гламура и дискурса перестала существовать, уступив место материалистической эпопеи конкретики и производственных мощностей. Как следствие, 2000-е годы перенесённые в 2020-е смотрятся достаточно комично. Примерно, как люди рассуждающие о комсомольском активизме 1970-ых, рассуждали бы о нём в 1990-е годы. Другое время, другая эпоха, люди себя уже показали так, что можно не смотреть.
Авторы фильма, скорее всего, это тоже понимали, поэтому кино было “осовремененно”. Во-первых нахрен выкинули “обланскей йазыг”, потому что это совсем уже архаика, во-вторых, финальный поединок в стихах превратили в крайне модный в 2010-е годы рэп-батл (форма публичного оскорбления друг-друга в стихотворной форме, исключающая мордобой), где блистала звезда российского рэпа “Оксимирон”, он же исполнил роль главного антагониста. Выбор не плохой, в кадре, как его, Мирон Фёдоров (тоже является иностранным агентом, поделом ему!) смотрится неплохо, можно сказать хорошо. Кроме того, уточнены иные аспекты современной технической связи, хотя, и в те далекие времена люди вполне себе сидели с аськами и кнопочными телефонами.
И вот, казалось бы, фильм избавленный от общей массы протухшей философии прошлого десятилетия, выхолощенный до понятного современнику рэп-батла, создаётся и.. попадает на полку. Сначала эпидемия Covid-19 (кто-нибудь помнит, что это такое?), а потом началась специальная военная операция.
Тут как мы помним, 24 февраля 2022 года опрокинуло игральный стол полностью. Оказалось, что совокупная экономическая мощь запада не способна завалить 2% сырьевой экономики. А все знатоки “Гламура и дискурса” просто заткнулись, потому что дискурс дискурсом, а статья о дискредитации армии, это статья о дискредитации армии. То что худо-бедно обслуживало народившуюся в смуте 1990-ых буржуазию,в 2020-е перестало работать вовсе. Оружейник победил горе-философа.
В итоге, фильм так и не смог выйти в российский прокат, но некие доброхоты выложили его в интернет. Графика в кино не богатая, актёрский состав не плохой, не понравилась девочка Гера, выглядит страшно как подростковый онанизм, но, там и в оригинале она не красавицей была. Ну и собянинская Москва, конечно, тоже подкачала. Фильм-то писался в декорациях Москвы лужковской, российского киберпанка 1990-ых, с перманентными ларьками, растяжками, дорожными пробками, светящимися надписями и засраными улицами. А тут всё красиво, убрано, даже плеваться не хочется.
Такие дела.
Третьего дня осилил (наконец-то) фильм Виктора Гинзбурга Ампир V, снятый по, в свое время, модной книжке Виктора, прости Господи, Пелевина Empire V. Кино, как и книжка посвящены модной теме вампиров. Стоит отметить, что фильм снят достаточно точно, но, значительное количество пространственных рассуждений были сокращены. Книгу я читал ещё в 2006, поэтому многое уже не помню. Но, например, точно помню, что там был разговор про часы Rolex, которые были символом некоего подчиненного состояния представителя среднего класса. Не пересказывая сюжет, он достаточно скучный, хотелось бы сконцентрироваться на ряде глюков, которые режиссёр бережно перенёс из книги в фильм.
Кстати, пока не забыл, речь идёт именно о вампирах, а не об оборотнях или зомби. Это важный аспект, но не шибко очевидный. Других “упырей” быть в этом произведении не могло. Изначально, миф о вампирах возник как страх низших слоёв общества перед высшими. А вот зомби, это наоборот, визуализированный страх высшего общество перед в