1937. Июль, 24
Директива НКВД СССР о мерах предотвращения бактериологических диверсий.
«Наряду с подготовкой бактериологической войны, посредством сбрасывания с самолетов бактериальных бомб, распыления бактерий с самолетов, распространения эпидемических заболеваний при помощи специальных летательных приборов и т.п. разведывательные органы генеральных штабов главное внимание обращают на организацию актов бактериальных диверсий и массовый террор, частью через специально засылаемую агентуру и в особенности через агентуру, вербуемую на месте в СССР».
Приказано начать аресты лиц «из числа иностранных подданных, бывших иностранцев, принявших советское гражданство, лиц, связанных с заграницей», и активных антисоветских элементов, работавших на водопроводных и бактериологических станциях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, занимающихся микробиологией.
[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7)]
1937. Июль, 24
Арестован Рещиков Иосиф Иванович (1892–1937) — председатель Красноярского райисполкома.
Родился он в селе Васильковское Перемышльского уезда Калужской губернии, в семье крестьянина. Свою трудовую жизнь начал пятнадцати лет штукатуром. Работая на стройке Ялты, он и познакомился с социал-демократами. В 1912 году молодой рабочий завязал переписку с редакцией «Правды». За ним началась слежка. Вызвали в охранку, учинили допрос. Некоторых из товарищей арестовали, но Иосиф Иванович остался на воле.
Вот как описал его жизненный путь В. Кузнецов, заведующий партийным архивом Красноярского крайкома КПСС, в проекте «Возвращенные имена» в 1989 году:
«...Настоящим революционным делом Иосиф Иванович начал заниматься в дни февральской революции 1917 года. Старший унтер-офицер царской армии, он, между тем, в своих думах и действиях целиком с революционно настроенными солдатами. А в октябрьские дни 1917 года Рещиков среди тех, кто устанавливал Советскую власть в Перемышльском уезде Калужской области. В течение трех лет он работает здесь членом исполкома уездного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В 1920 году его без прохождения кандидатского стажа приняли в члены Коммунистической партии. Он откровенно рассказал своим товарищам о том, что до этого в течение трех лет был членом партии левых эсеров. В 1920 году, несогласный с тактикой социалистов-революционеров, на апрельском Всероссийском съезде этой партии Иосиф Иванович Рещиков решительно порывает с ней. Все это находит отражение в его партийных документах.
Вступив в партию большевиков, Иосиф Иванович активно включается в общественную работу. «Тов. Рещиков хорошо ориентируется в общественном экономическом строительстве. По характеру — спокоен, энергичен, рассудителен», — это из характеристики, данной ему Калужским губкомом РКП (б), датированной 1922-м годом (в этот период Иосиф Иванович был членом Калужского губисполкома). Год проработал он в Наркомате внутренней торговли СССР, сумел быстро навести порядок в партийной ячейке, которую ему поручили возглавить. Одиннадцать лет проработал Рещиков в Сибири: был заместителем председателя Западно-Сибирского крайисполкома, возглавлял Томский окрисполком, а с декабря 1934 года — исполком Красноярского Совета».
24 июля 1937 года Иосиф Иванович Рещиков был арестован. Этапирован для следствия из Красноярска в Москву. Военной коллегией Верховного суда СССР 26 ноября 1937 года был приговорен к ВМН. «В вину ему было поставлено то, что он, якобы, в течение семи лет состоял членом контрреволюционной организации, которая проводила в крае вредительскую деятельность в лесном и сельском хозяйстве, готовила покушение на жизнь Л.М. Кагановича».
Расстрелян в день вынесения приговора — 26 ноября 1937 года. Место расстрела: Москва, Донское кладбище.
Реабилитирован в январе 1956.
Источники и литература:
- Архивное дело: П-5954;
- БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Красноярского края;
- Расстрельные списки: Москва, 1935–1953: Донское кладбище (Донской крематорий) — М., 2005;
- В. Кузнецов. «Спокоен, энергичен, рассудителен». Возвращенные имена. Журнал «Вестник» Красноярского краевого комитета КПСС № 14, 1989 г.
1939. Июль, 24
Освобожден из-под стражи «за недостаточностью улик» Тимошин Аким Харитонович (1892–1958) — директор Асиновской МТС.
Аким Тимошин родился в 1892 в селе Заулье Орловской губернии, в крестьянской семье. Получил начальное образование. В 1908 семья переехала на жительство в Сибирь, в деревню Сартаки Беловского района. Работал на шахте, в 1915–1917 служил в царской армии в чине младшего унтер-офицера, в 1920–1921 рядовым в РККА.
Вступил в члены ВКП(б) в 1920 году. В 1925 избран председателем сельсовета, в 1929, при организации в селе колхоза, стал колхозником и председателем колхоза «Путь Ленина». В 1931–1932 был заведующим одного из участков машинно-тракторной станции (МТС), откуда был командирован в Новосибирск на учебу по линии ВЛКСМ. После окончания школы в 1935 назначен в Томский округ директором Асиновской МТС.
Семья Акима Харитоновича проживала в селе Новиковка Асиновского района, в семье было шестеро детей.
В сентябре 1937 исключен из рядов ВКП(б) «за засорение аппарата МТМ чуждоклассовыми элементами» и снят с должности директора МТС.
Арестован 27 января 1938. После первого допроса 22 марта 1938 секретарем Асиновского РО НКВД Дороховым был этапирован для дальнейшего следствия в Новосибирскую тюрьму НКВД. Обвинялся в принадлежности к право-троцкистской организации (ст.ст.17-58-8, 58-7-11 УК РСФСР). По этому же делу вместе с ним проходили и другие руководители Асиновского района Томского округа, в частности В.Ф. Браневский.
По завершении периода Большого террора, смены «команды Ежова на команду Берия» и начавшегося пересмотра дел арестованных был из-под стражи освобожден 24 июля 1939 «за недостаточностью улик».
Вернулся в деревню Сартаки, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Умер он 31 декабря 1958 в возрасте 66 лет после тяжелой болезни.
При жизни не был реабилитирован. Реабилитация наступила только в 1991 на основании ст.ст. 3 и 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
1958. Июль, 24
В числе мер по перестройке системы среднего и высшего образования в СССР руководство Томского Политехнического института предложило запретить «стиляжничество» как явление, разлагающее молодежь. «Стиляг» высылать принудительно из городов на физические работы в отдаленные районы.
[ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д.2719. Л.78.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.