Вы просили. Я обещала. Вы ждали. И вот, наконец-то, долгожданный текст про бинокулярное зрение. А точнее — про его отсутствие.
Почти пять лет назад мой левый глаз стал показывать черный квадрат, черный круг и как четыре чертенка чертили чертеж — любые сюжеты, где ничего не видно, и всё черное. Я очень хотела света, ну хоть чуть-чуть. Хоть малюсенький огонечек, проблеск… Но за целый год это не случилось, поэтому глаз удалили, поставили протез, и теперь я уже ничего не жду — кина не будет, электричество кончилось. Но зато не кончилась жизнь, которая продолжает зависеть только от меня, моих намерений, желаний, стараний… Когда я осознала этот факт, жить стало проще, жить стало веселей. Хотите верьте, хотите нет, но я, действительно, чувствую себя абсолютно счастливым человеком внутри. Счастливым человеком с одним глазом.
Так что там про бинокулярное зрение. Начнем со справки для тех, кто слышит это определение впервые.
Бинокуля́рное зре́ние — способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно изображение предмета, на который смотрит. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.
Если у вас все в порядке с глазами, значит априори у вас бинокулярное зрение — вставать за ним в очередь или активировать по промокоду его не нужно. А у меня вот нет, поэтому я испытывала определенные сложности в быту:
Не могла налить напиток в стакан, не пролив его на стол.
Да, до такой степени все было плохо. И, если честно, меня это очень бесило. Казалось, что ну вот он — стакан, вот лью, и мимо. Да как так то? Хуже всего обстояло дело с чаем и кипятком — регулярно обжигалась, но как ёжики — плакала, кололась и продолжала есть кактусы. Сыпучие ингредиенты — туда же. Например, отмерила стакан сахара (еле-еле), высыпаю в миску для теста, а оно все на стол.
Это происходило из-за того, что одним глазом без того самого бинокулярного зрения человек не может быстро и точно определить расстояние до предмета.
Забегая впереди скажу, что постепенно эта проблема ушла. Но не из-за того, что появился еще один глаз на лбу — нет, бинокулярное зрение утеряно навсегда. Но человеческий мозг такой интересный и хитрый, что приспособиться может ко всему. Теперь я не проливаю ничего, потому что мозг научился оценивать расстояние до одних предметов относительно других предметов. Это сложно объяснить, но я попробую.
Например, стоит на столе стакан. А еще сахарница, салфетница. И вот мой мозг смотрит на стакан, оценивает размер стакана (чем предмет дальше, тем он становится меньше для восприятия), оценивает размер чайника, который в руке и постоянно отдаляется от здорового глаза. Чайник был очень большим рядом с лицом, а теперь уменьшается, уменьшается, стоп. Вот оно идеальное расстояние, которое мозг высчитал, запомнив, какого размера чайник должен стать, чтобы оказаться на этом расстоянии. Понимаю, звучит сложно и математически, но это только звучит. А по факту со временем это доходит до автоматизма и вся эта оценка происходит сама собой за секунды. Например, вы видели, как некоторые семечки грызут. Думают ли они о том, как разгрызть эту семечку? С какой силой надавить зубами? Как вытолкнуть кожуру языком… Нет, конечно, не думают. Это происходи само собой — на уровне подсознания.
Постоянно сбивала предметы/углы левой стороной
Чаще всего страдали ноги, и летом в шортах это было особенно заметно. Интересно, что дома я не травмировалась, потому что тело запомнило каждый сантиметр, уголочек, поворот. По дому я могла перемещаться с закрытыми глазами, а вот в других местах — катастрофа. Особенно тяжело было в самом начале в торговых центрах. Возможно, поэтому я не была там уже три года (и ни о чем не жалею 😅). И опять же это прошло. Нет, я не начала чудесным образом видеть — что у меня там слева, но как-то приспособилась, и больше ничего особо не сбиваю. Хотя нет, немножко сбиваю. Но обеими сторонами и не больше, чем это было до того, как глаз ослеп.
Не было и речи о вождении
Я уже писала, что машина у меня появилась тогда, когда глаз уже удалили. До болезни я получила права, но машину не водила — не было потребности. Потом ослепла, и, конечно, про вождение не было и мыслей. А со временем все сошлось в нужной точке: я научилась крутить головой, перестала бояться руля, появилась необходимость возить Егора в бассейн и обратно. Так я села за руль и проездила вплоть до рождения Савелия, и вот уже год за руль снова не бралась. Особой потребности нет, но главное — это Савелий, который так-себе сидит в кресле, поэтому пока каждая поездка сопровождается печеньками, яблочками, игрушками, танцами с бубнами и планируется предпочтительно под сон. Уверена, что с возрастом это пройдет, а время пролетит быстро.
Оптические иллюзии — мимо
Это вообще мелочи жизни, но вдруг кому-то интересно. В моем школьном возрасте было модно на блокнотах печатать такие картинки, в которые нужно долго-долго всматриваться, чтобы они становились объемными, в некоторых даже были всякие персонажи. Помните? Ну вот я теперь ничего такого не вижу. Для меня больше эта магия не доступна. Я вижу там только пестрый плоский орнамент и всё.
Три года назад я работала моделью на прическах у моей приятельницы (она ведет курсы для парикмахеров). Мы разговорились про глаз, и она так впечатлилась, что потом перезвонила:
— Анют, моя свекровь всю жизнь работает тренером. Тренирует девчонок, бег с препятствиями. Они там через барьеры прыгают. И вот она мне рассказала про одну свою спортсменку, у которой случилась травма, и тоже глаз удалили. И знаешь что? Она спустя год продолжила заниматься спортом. Она через барьеры прыгает, понимаешь? А там глазомер очень важен. Там сотая доля секунды влияет на всё. Это я к чему говорю. У тебя тоже все получится, слышишь?
Я все слышала. Слушала и улыбалась. «Бег с препятствиями и барьер, через который должна перепрыгнуть одноглазая девочка» — это слишком крутая метафора, я бы не придумала настолько точно.
Прошло 5 лет. Я играючи наливаю чай, сыплю сахар в шарлотку, ноги чуть-чуть с синяками, но симметрично и только в связи с моей гиперактивностью. Веду курсы, веду блоги, провожу живые встречи и вебинары, воспитываю детей, путешествую с ними. Я бегу легко по жизни , оставив за спиной преодоленный барьер.