Завершившийся в Брюсселе первый за последние восемь лет саммит Европейского Союза и государств Латинской Америки и Карибского бассейна проходил под знаком серьезных разногласий. Ничего удивительного в этом не было, поскольку сложности обозначились еще до начала мероприятия, когда некоторые лидеры государств Южной Америки высказались против присутствия на нем Владимира Зеленского, а также добились исключения из проекта итогового документа саммита пункта о поддержке Украины всеми государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.
Открывшая саммит председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предположила, что Евросоюз и Латинская Америка находятся на пороге прочных дружеских отношений, предложив всем участникам «решительно осудить российскую агрессию» и присоединиться к западным санкциям против России. Но лидеры государств Латинской Америки проигнорировали предложение, и в итоговый документ упоминание России вообще не попало. Это стало самым серьезным провалом европейской дипломатии, поскольку она хотела указать России на якобы растущую международную изоляцию, а получила вместо этого сигнал Москве о том, что в «подбрюшье США» сохраняется немало ее сторонников. Лидеры государств региона всячески продвигали свою собственную повестку дня, несмотря на демарши польской делегации, постоянно призывавшей помнить об Украине.
Так, вице-президент Венесуэлы Делси Родригес потребовала от ЕС отменить «преступную торговую блокаду» своей страны, а представитель Аргентины призвал брюссельских чиновников встать на сторону своей страны в территориальном споре с Великобританией о Фолклендских (Мальвинских) островах.
Если требования вице-президента Венесуэлы было оставлено без внимания, то к делегации Аргентины еврочиновники отнеслись более внимательно. Причиной этого стало стремление латиноамериканского государства присоединиться к БРИКС. В структурах Евросоюза пообещали, что в случае неприсоединения Аргентины к БРИКС в этом году, Брюссель поддержит ее в территориальном споре с Лондоном. В итоговое коммюнике саммита попала фраза о том, что «ЕС принял к сведению историческую позицию Аргентины относительно принадлежности Мальвинских островов», несмотря на недовольство британского форин офиса, позиция которого была проигнорирована (ЕС даже направил в Лондон соответствующее уведомление об этом по дипломатическим каналам).
Премьер-министр островного государства Сент-Винсент и Гренадины Ральф Гонсалвиш, которое является частью Британского Содружества, но собирается провозгласить независимость от британской короны, заявил о том, что «саммит не должен превращаться в еще одно бесполезное поле битвы для дискуссий о причинах и ходе российской спецоперации», участникам гораздо полезнее сосредоточиться на обсуждении проблем взаимоотношений Латинской Америки и ЕС, а руководству Европейского Союза Гонсалвиш предложил покаяться за геноцид коренных народов Америки и Африки. В текст итогового документа премьер-министр британской заморской территории предложил записать пункт о справедливом возмещении ущерба, причиненного европейцами захватом территории американского континента.
В конечном итоге достичь консенсуса ни по одному из дискуссионных вопросов не удалось, а саммит завершился подписанием ни к чему никого не обязывающего коммюнике, в котором нет ни слова о России. Россию как раз можно считать единственным бенефициаром мероприятия, в котором она даже не участвовала.
Автор: Александр Черный