Путешествие в Челябинск. Новое прочтение советского города
Есть в Екатеринбурге такой снобизм - не замечать другие города Урала. Если вы приедете в гости, то не раз и не два услышите, что Екатеринбург столица чего-нибудь - Урала, стрит-арта, рока, майонеза... Нет ощущения, что мы часть большой уральской семьи - Оренбурга, Уфы, Челябинска, Перми. Но мне захотелось посмотреть, а что там с Челябинском? Как ни удивительно, но в Челябинске, который находится довольно близко от ЕКБ, я хоть и бывала, но всегда проездом. Пришло время разобраться, что за город такой.
Будем откровенны. Челябинску не слишком повезло со сторителлингом. В интернете с первой попытки вы с трудом обнаружите интересные истории про город. Чтобы определиться с маршрутом, я пролистывала списки главных достопримечательностей Челябинска. Если честно, мало что вдохновляло. Прекрасные окрестные озера не в счет. На любимом мной портале для путешественников IZI travel, экскурсии по Челябинску были и это существенно помогло в понимании куда пойти.
Поездка прошла успешно и я хочу предложить вам свой маршрут экспресс знакомства с восьмым городом миллионником России.
В Челябинске нет той зацикленности на высоте, как в Екатеринбурге и местным небоскребом они называют 111 метровый Челябинск-Сити.
Что удивило в Челябинске - широта улиц и площадей. В целом, это понятно - город активно рос в XX веке, строился с запасом, учетом большого скопления народа и транспорта. Улицы называны как и во многих городах в честь общих и местночтимых героев революции. Неподготовленный слух режет имя Сони Кривой. Именно не Софьи, а Сони. Это одна из руководителей большевистского подполья, погибла в уфимской тюрьме в 1919 году в возрасте 25 лет. А кроме нее свои имена улицам дали Цвиллинг, Ленин, Свердлов, Воровский, Киров и др.
Маршрут построен
Разобраться куда идти и что делать мне, не знакомой с географией Челябинска, было довольно непросто. За точку отчета я решила взять музей. Для него в середине нулевых построили специальное здание - предмет зависти екатеринбургских музейщиков. Зависть была не столько к зданию, а к тому, что власти посчитали музей настолько важной институцией, что решили построить для него специальное помещение, да еще и в выгодном во всех отношениях месте.
У меня не было подсказчиков из местных жителей, как и многие, я была наслышана о местном Арбате улице Кирова. Изучив ТОП-30 достопримечательностей Челябинска, я выделила для себя количество объектов, которые могу успеть увидеть между двумя электричками из Екатеринбурга и в Екатеринбург.
Меня интересовали необычные памятники, уличное искусство, музей, Кировка, конструктивизм, река, старинные постройки, региональная специфика, необычные гастрономические заведения, организация городского пространства.
Я прочитала, что в Челябинске есть памятник Михаилу Глинке, где музыкант жадно держит в руках сразу два инструмента - гармонь и виолончель, есть памятник Ленину, который напоминает зиккурат и еще меня заинтересовал памятник "Седой Урал" и челябинский метеорит.
С началом маршрута я определилась - музей. Он находится в 7 трамвайных остановках от вокзала (ок. 3км) на берегу реки Миасс. Как оказалось, выбор был правильным. Правда, можно было проехать еще пару остановок дальше и тогда еще удалось бы зацепить две старые церкви. На них у меня уже времени не хватило.
Почему музей - идеальная точка отсчета? Во-первых, именно на этом месте в XVIII веке была построена русская крепость, с которой началась история Челябинска.
Городом Челябинск стал в XIX веке и решительно стартовал в развитии после строительства транссиба в начале XX века. По дороге к музею (ул. Цвиллинга) встречаются здания, построенные в основном в XX веке. Но все-таки, немного старины в Челябинске сохранилось - кое-что на пешеходной части ул. Кирова, кое-что на соседних улицах. Привычные купеческие фасады XIX века успокаивают.
и даже если они немного подустали
Доехала я до Площади искусств и заприметила памятник, который разбудил мое воображение - стоит Глинка с гармошкой и виолончелью.
По замыслу автора это должно символизировать хорошее отношение музыканта к народной музыке. Прежде чем начать выбирать ракурс, как снять: от виолончели или со стороны гармошки, еще на подходе к памятнику, я увидела здание, построенное в стиле конструктивизм в 1934 году. Об этом говорила табличка. Сейчас там бар "Топка" с милой припиской "Бар, где познакомились твои родители"). Подумала, ну, значит, что-то современное здесь точно есть. (Любовь к конструктивизму сегодня в моде).
После Глинки я направилась прямиком в музей, отметив, что к Площади искусств как раз примыкает улица Кирова.
Музей
Для туристов - место обязательное к посещению. Есть много интересных сведений, экспонатов. Особенно любопытна экспозиция отдела природы, где выставлен челябинский метеорит. Здание слегка бестолковое. Мне показалось, что в угоду внешним эффектам слишком много углов внутри. Здание четырехэтажное, но лифта нет. Первый этаж - выставки, затем предлагают пройти на четвертый этаж, чтобы посмотреть экспозицию музей на крыше, затем спуститься на второй, а на третьем этаже служебные помещения. Еще в цокольном этаже есть детский центр и еще одно выставочное пространство. Билеты в разные музейные локации нужно покупать отдельно. У меня был свободный доступ, как у работника музея.
Первая выставка была посвящена строительству нового здания музея и его обустройству. Это был урок для меня - человека с замыленным краеведением взглядом. На выставке я поняла, что людей, не погруженных в контекст, история музея, вряд ли может увлечь. Мне было не особенно интересно в каком году появился очередной отдел музея. Возможно, у местных другой взгляд, для них это часть их локальной истории.
Приятно, что на крышу музея можно выйти, посмотреть на город. Там находится пространство "Музей на крыше".
Метеорит. Подарок из космоса.
Самая интересная часть музея - экспозиция, посвященная природе и древней истории. Эта, объединяющая Урал тематика, представлена тут любопытно. Здесь выставлен челябинский метеорит, который упал в 2013 году, рассказано как возникли и развивались уральские горы. Меня тронула реконструкция шерстистого носорога и некоторые чучела животных.
Было очень интересно обнаружить в экспозиции бронзового идола, которого в Екатеринбурге называют солнцеголовым, а в Челябинске он описан как древовидный.
Нашего (екатеринбургского) нашли на Адуйском камне в XIX веке.
Идол из Екатеринбурга:
Археолог Берс его описывал так: Медного в 35 см высотой антропоморфного идола, соединяющего в себе элементы человека и дерева, с двумя короткими руками, оканчивающимися тремя пальцами, с обозначенным лицом, с волосами в виде древесной кроны и с поперечными кольцами из пяти параллельных валиков на туловище; ноги у идола отсутствовали; нижний конец его был утолщен; на левой стороне на туловище (на стволе) имеется изображение ползущего вверх зверя; задняя поверхность фигуры гладкая и прямая.
Во второй половине 19 века крестьянин Шайтанской волости А.И. Злобин в расщелине Адуйского камня нашёл диковинную медную вещицу: человекообразную фигуру с элементами человека и зверя, рядом находились медная фигура птицы со сломанным крылом и разбитое на три части круглое каменное навершие булавы.
Челябинский идол был обнаружен в 1938 году в Златоусте. А в 2019 году кладоискатели нашли еще трех подобных идолов. Все они принадлежат к Иткульской культуре.
Можно долго и побробно останавливаться на всех, зацепивших меня предметах в музее, но не буду. Приедете сами увидите.
Губернатор Сумин
У музея стоит памятник губернатору Петру Сумину при котором Челябинск вошел в третье тысячелетие. На памятнике схематичное изображений разных зданий, которые по всей видимости появились в его правление. Петр Сумин вошел в историю, как самый молодой градоначальник в истории Челябинска. Ему было 38 лет, когда он возглавил Челябинск. Губернатором он был с 1996 по 2010. Умер скоропостижно в январе 2011 года. Действительно, для Челябинска его губернаторство - целая эпоха. Сейчас музей носит его имя.
После музея я, привлеченная золотистым куполом, подошла к соборной мечети. Здание старинное.
В промежутке между мечетью и Кировкой были пельмени, потому что уже стоило перекусить.
В Челябинске есть сеть "Уральские пельмени", но из-за того, что я уже проголодалась, я зашла в пельмешку с вайбом ушедшего СССР. Пельмени были вкусные, но если бы не спешила, могла бы выбрать заведение понаряднее, это легко сделать на ул. Кирова, которую в нулевых превратили в аналог московского Арбата.
Мода на городскую жанровую скульптуру затопила мир в нулевых. Не стоит думать, что это случилось только в России. Памятники, на которых ты можешь присесть рядом с героем, я видела в конце 1990-х в Польше, Германии, Казахстане. А в России им отдавали целые улицы. В Казани ул. Баумана, в Екатеринбурге - Вайнера, в Челябинске - Кирова.
Путешествие по этой улице превращается в квест по сбору персонажей, которые стоят на протяжении всего пешеходного участка. Ну а к ним есть и живые референсы.
К памятнику человеку в военной форме я подошла со спины. Увидела бронзовый стакан, накрытый бронзовым куском хлеба. Когда я его обошла, оказалось - это памятник Александру Розенбауму в военной форме. Ну не совсем Розенбауму, а его песне "Черный тюльпан". Памятник стоит напротив военкомата.
а еще за его спиной был Блюхер
По рекомендациям друзей зашла в бар ФортеПьяно. https://vk.com/barfortepiano Душевно. Настоек и наливок они предлагают так много, что здесь можно было бы зависнуть надолго. Я выбрала лайт вариант. Сгущенка, айва и что-то еще крепкое, приятное.
В Фортепьяно вечером концерты, да и в целом душевное место. Они похвалились своим паштетом, я пожалела, что поспешила с пельменями. Обязательно зайдите, продегустируйте у них что-нибудь. Делают умело и с любовью.
На Кирова немало приятных мест для посиделок. Здесь не ощущается суровость Челябинска, которая так пестуется в рассказах об этом городе.
Гуляя по ул. Кирова, я слушала гид https://izi.travel/en/5ccb-gorodskie-legendy-chelyabinska/ru
Дальше по гиду я прошла на площадь Революции, но потом пришлось вернуться, так как я хотела увидеть памятник Ленину, напоминающий мавзолей. Потому, сразу после выхода на площадь Революции, можно на время сменить маршрут. Свернуть направо и пройти по пр. Ленина до парка Алое поле. Здесь пригодится такой гид https://izi.travel/en/58c4-po-sadovoy-bolotnoy/ru
Алое поле и мавзолей Ленина
На входе парк можно увидеть памятник Орленку.
В центре памятник-мавзолей Владимиру Ленину.
Вот как описывают появление этого памятника:
В январе 1924 года сразу же после смерти Владимира Ильича Ленина был объявлен конкурс на проект памятника. В итоге победил проект челябинского библиотекаря и художника Николая Михайловича Чекасина.
Работами руководил инженер П. И. Искосков, автор бюста В. И. Ленина – скульптор Ленинградской академии художеств В. В. Козлов.
Первый камень сооружения был заложен 27 января в 18:05 по челябинскому времени, в тот момент, когда в Москве опускали в склеп тело Ленина.
Добыча камней для «мавзолея» велась на челябинских каменных карьерах (современный парк им. Гагарина). Вся работа по разработке и перевозке гранитных глыб велась вручную, из транспорта использовались только лошади. Обработка камней и сооружение памятника также велось вручную, спецтехника на тот момент отсутствовала. Несмотря на все сложности, сооружение было построено ровно к запланированной дате – 15 июля 1925 года, к шестой годовщине освобождения Урала от Колчака.
Построить мемориал в такой короткий срок удалось благодаря участию в строительстве опытных рабочих-каменотесов, принимавших участие в строительстве Транссиба. Бюст Ленина был изготовлен в Ленинграде.
После торжественного открытия памятник использовался как трибуна для выступлений, а небольшое помещение внутри сооружения было библиотекой-читальней, укомплектованной сочинениями В. И. Ленина. Над входом была расположена надпись: «Иди и учись по Ленину». В годы Великой Отечественной войны читальня была закрыта.
Кажется Ленин не слишком похож на привычного Ленина, но композиция хороша.
Городок НКВД
Мне очень хотелось посмотреть на объект, который в Челябинске обозначен как городок НКВД. Мы немного привыкли, что в Екатеринбурге есть уникальный Городок чекистов, но сотрудники силовых структур, организовывали себе комфортные условия жизни и в других городах Урала, например, такой городок есть в Перми. В Челябинске, так же как и в Екатеринбурге он занимает целый квартал. Строить его начали позже, чем в ЕКБ, только в 1934 году, потому архитектура больше не про конструктивизм, а про сталинский ампир.
Но вот что было необычно. Когда я искала, где же находится вход в квартал. Внезапно передо мной медленно распахнулись металлические ворота и как бы пригласили внутрь.
Во дворе было много зелени и обязательный для статусных дворов того времени фонтан.
Но главное, мне показалось, что город разговаривает со мной, отвечает на заданные вопросы, иногда даже иронизирует. Я уже заметно подустала и меня начало раздражать огромное количество лестниц. Чтобы попасть в магазин или перейти на другую сторону нужно было обязательно спуститься и подняться по лестнице. Когда я подумала, что эти лестницы меня уже бесят, появилась вот такая лестница.
Ну, возразить нечего. Зашла в соседний книжный, конечно, без ступеней не обошлось. Купила пару книг, увидела полку литературы про Урал.
Далее двинула в сторону площади Революции, парка с фонтаном, мимо театров, в сторону горсада им. Пушкина. В отличие от Екатеринбурга, в Челябинске некоторые зеленые массивы называют по старому садами, а не парками.
Мой неискушенный взгляд натыкался на здания музеев, театров, концертных залов, которых в Челябинске оказалось довольно много. Особенно театров. У одного из них увидела вот такого верблюда с герба Челябинска.
Если честно, на Горсад имени Пушкина, арку Любви у меня уже не осталось времени и сил. В итоге я села в новомодный трамвай и поехала на вокзал. В Челябинске ходят старые и новые трамваи. Старые с отъезжающей в сторону дверью. Новые вполне себе симпатичные.
Граффити
Что еще мне было интересно увидеть в Челябинске? Граффити. Здесь его довольно много, разных стилей и направлений. Городские власти хотят быть созвучными духу времени и отдали художникам огромный переход под площадью Революции. Правда, там тематические граффити на тему городских достопримечательностей, но сделанные очень качественно.
Еще было интересно увидеть, что художники расписывают уличные технические шкафы. У нас этот вид граффити был популярен во время одной из Стенограффий.
Есть и такое неформатное
Есть и патриотическо-военное
Кстати, стелла город трудовой доблести тут тоже есть, но пониже, чем в ЕКБ.
РЕЗЮМЕ
Кажется, из Челябинска получилось бы сделать интересный для туристов город, стоит добавить немного личного отношения жителей, их любви, их личных историй.
Я успела сделать только краткую выжимку из этого большого, не совсем принимающего себя города. Я сознательно избегала штампов о Челябинске - городе труда или городе "здесь и смотреть-то нечего". "Здесь все сурово". Искала красоту и нашла ее.
На самом деле, знакомясь с Челябинском, я старалась понять, а как туристы воспринимают Екатеринбург? Как им лучше рассказывать о городе. С чего начинать, что город характеризует? Так что для меня поездка имела и практическое значение.
Изучая карту, поняла, что в Челябинске много парков, есть, где погулять. Можно сходить в зоопарк, посидеть с видом на воду.
Кратко про историю
А что же с основным месседжем для туристов? Что обозначает название и чем люди здесь занимались? Название города поясняют по-разному: от тюркского имени Челеби — царевич, образованный, от башкирского слова «силэбе» — впадина, неглубокая яма, от названия реки Селябки. Вот так - от царя до оврага.
Русские построили здесь острог в XVIII веке, когда во всю стремились сделать воинственных башкир лояльными подданными империи. Отметился здесь и основатель Екатеринбурга Василий Татищев. 18 - 19 век прошел в неспешной полудреме торговли. Главным (южно) уральским городом оставался в то время Оренбург. В Челябе торговали. Он был точкой пересечения для Екатеринбурга и Уфы. Даже современная ул. Кирова, когда была Екатеринбургской, переходящей в Уфимскую. В XX веке начали строить Транссиб и это дало городу невероятный шанс для роста. Хлынули переселенцы. Потом случился сложный период революции, но он закончился подъемом промышленности. Челябинск принял новых жителей. Теперь это были добровольные и не очень строители новых промышленных гигантов. Хлынул поток бывших крестьян из деревень от Мордовии до Омска, прибыли немцы-трудоармейцы, переселенцы из Эстонии. До войны здесь делали тракторы, а после войны танки. Очень много танков. Это отложило отпечаток и на городскую среду и немного на идентичность. После лет тяжелого труда, кризис, наконец, немного почувствовали почву под ногами, стали появляться современные городские пространства, но как будто еще недостаточно веры в себя и в свой город. Кстати, формированию новой идентичности помог упавший с неба подарок - метеорит. Теперь жителей Челябинска ассоциируют не с танками и окрестными озерами, а с метеоритом.
Пора уже слезть с танковой брони и опереться на металл из космоса.
Я вернулась в Екатеринбург тем же вечером на Орлане (рельсовом автобусе), который идет 4 часа, как и обычный, но чуть более комфортный, что автобус, жаль, что не более быстрый.
Кстати, стоило сесть в поезд как начался дождь, город аж всплакнул от расставания.
\
Рассказала вам о Челябинске #огненныйгид