Найти в Дзене

Предложение сенаторов Крыма и Донбасса о лишении гражданства РФ по рождению: почему оно незаконно и антиконституционно?

Ряд крымских и донбасских сенаторов, а именно: сенаторы Сергей Цеков (от Республики Крым), Екатерина Алтабаева (Севастополь), Ольга Бас (Луганская народная республика) и Сергей Колбин (Севастополь) внесли в Гос. Думу законопроект о лишении гражданства граждан РФ по рождению.

Авторы предлагают предусмотреть возможность прекращения гражданства РФ по рождению или признанию за совершение преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление) и действий, создающих угрозу национальной безопасности. В качестве примеров преступлений они называют дезертирство, дискредитацию Вооруженных сил и призывы к экстремизму.

Это сделано в рамках поправок к Федеральному закону №138 от 28 апреля 2023 года "О гражданстве Российской Федерации", которые предполагает лишение приобретенного гражданства, который включил в число оснований для прекращения гражданства РФ — совершение преступления (приготовление к преступлению или покушение на преступление), а также действия, создающие угрозу национальной безопасности России.

  • Мотивировочная часть этого странного с точки зрения Конституции РФ, которую законодатели должны знать и соблюдать вообще-то, несколько искажает действительность. По мнению сенатора С. Цекова, крымчане могут быть лишены гражданства РФ по факту вышеуказанных преступлений, а коренные россияне не могут (забегая вперед -это неправда).
  • Почему они так предлагают? Видимо у бывших граждан Украины укоренились нормы беззакония и тоталитаризма, характерные для их бывшего государства, которые они пытаются экстраполировать на свою новую страну. Отсюда и тенденция для "всеобщего равенства" не расширить права тех, у кого они ущемлены, как им кажется, а наоборот, урезать всем до уровня дискриминируемых.
Сергей Цеков, сенатор, не знающий законов РФ и интерпретирующий их, как угодно.
Сергей Цеков, сенатор, не знающий законов РФ и интерпретирующий их, как угодно.

Но как сказано выше, манипуляции Цекова - неправда, перевирают закон РФ, на который он ссылается, а также противоречат Конституции РФ.

Согласно ФЗ №138 от 28 апреля 2023 г. "О гражданстве Российской Федерации" ст. 12, гражданство РФ приобретается следующими путями: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство Российской Федерации; 3) в результате признания гражданином Российской Федерации; 4) в результате выбора гражданства Российской Федерации при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптации); 5) в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Категория 4 оптация - касается как раз жителей Крыма, Донбасса и Новороссии.

Согласно ст. 24 п. 1, прекращение действия гражданства за преступление, если оно приобретенное "в результате признания гражданином Российской Федерации на основании федерального конституционного закона, международного договора Российской Федерации или приема в гражданство Российской Федерации".

То есть, эта статья не касается граждан РФ по рождению или ставших гражданами РФ путем оптации. Так что сенатор Цеков наводит тень на плетень.

Но ключевой момент - что предложение противоречит Конституции РФ и прямо её нарушает. Видимо, опять следы прошлого украинства и тоталитаризма, где Конституцией Украины принято подтираться и переписывать её в угоду политической конъюнктуре, наплевав на мнение населения.

-2

Согласно Конституции РФ, Глава 1 "Основы Конституционного строя", ст.6:

  • 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
  • 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  • 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 6 Конституции РФ входит в Главу 1, которая в числе неизменяемых глав Конституции РФ. Согласно ст. 135 Главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции":

  • 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
  • 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
  • 3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Членами Конституционного собрания согласно проекту федерального конституционного закона N 1046036-7 "О Конституционном Собрании Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.10.2020) являются 335 членов: 1) все высшие должностные лица государства всех ветвей власти (Президент РФ, Председатель Государственного Совета РФ, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Уполномоченный по правам человека РФ); 2) 100 лиц по назначению: 20 ведущих-ученых-юристов, 20 представителей общественных и религиозных объединений, 20 членов Совета Федерации, 40 депутатов Гос. Думы пропорционально депутатским объединениям ГД; 3) 225 членов Конституционного собрания по избранию - избираемых гражданами РФ по федеральным избирательным округам.

_____

Следовательно, сенаторы и депутаты принимать решение о поправках про гражданство по рождению не имеют права. Соответственно, данный законопроект от крымских и донбасских депутатов о "поправках" в закон "О гражданстве РФ" незаконный и противоречит Конституции РФ.

Так как большинство авторов инициативы из Крыма и Севастополя, находящихся 9 лет в составе РФ, то вопросы именно к ним. Почему они до сих пор не ознакомились с Конституцией РФ, при этом занимают должности законодателей? А если ознакомились, то почему позволяют себе нарушать Конституцию РФ? В обоих случаях остро стоит вопрос о лишении этих сенаторов их мандатов.