Одним из самых таинственных древнеегипетских ритуалов является несомненно бальзамирование или мумифицирование тел усопших. Многие ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов и его ближайшее окружение. Однако это не так. Я подумал, а почему бы не рассказать подробнее об этом мистическом и немного жутковатом ритуале моим читателям?
Итак, процесс бальзамирования или мумификации зародился в Древнем Египте около 4500 лет назад. Его задачей было сохранение тела усопшего от разложения. По верованиям древних египтян тело нужно было сохранить, как можно лучше, потому что оно понадобится в загробной жизни, как и многие предметы быта, которые зачастую археологи находят в погребениях. Ещё с древних времён было известно, что внутренние органы гораздо быстрее разлагаются по сравнению с мышцами. Поэтому важным условием было удаление абсолютно всех органов и их отдельная мумификация.
Таинством мумификации занимался отдельный класс людей, которые даже жили на территории некрополя. Они делились на три условные группы: парашисты, или парахиты, которые вскрывали тела, тарихевты, которые непосредственно бальзамировали, и калхиты, или колхиты, которые проводили религиозные церемонии.
В зависимости от платёжеспособности клиента существовало три способа мумификации. В первом и самом дорогом после аккуратного извлечения всех органов через разрез в левом боку, полость промывалась пальмовым вином, а затем внутрь помещали благовония и травы вроде мирры и кассии. После этого тело помещалось в особый состав под названием натрон. Это вещество добывалось со дна высохшего озера и по сути это была селитра. Химический состав натрона выглядит следующим образом: Na2(CO3)10(H2O). В этом порошке тело могло находиться до 70 дней. За это время из всех мягких тканей выводилась влага и получалась мумия.
После этой процедуры тело оборачивалось льняными бинтами, пропитанными аравийской камедью (смола полученная из некоторых видов акации). Затем уже мумию помещали в деревянный гроб и согласно свидетельствам Геродота оставляли в вертикальном положенние на некоторое время в погребальном помещении.
Внутренние органы мумифицировались отдельно и помещались внутрь четырёх каноп, особых сосудов с крышками в виде голов сыновей бога Гора. Каждый из них отвечал за свой орган: Амсет с головой человека за печень, Дуамутеф с головой шакала за желудок, Кебехсенуф с головой сокола за кишечник и Хапи с головой павиана за лёгкие. Канопы также помещали в погребальную камеру вместе с гробом. Но как вы наверное заметили не хватает одного из самых важных органов - сердца. По египетским поверьям оно должно было остаться в теле. После бальзамирования сердце вкладывалось внутрь мумии, потому что в загробном мире усопшему предстоит пройти суд Осириса. Сердце положат на одну чашу весов, а на другую страусиное перо, как символ истины. От того останутся ли весы в балансе или отклонятся в какую-либо сторону и будет зависеть дальнейшая судьба человека.
Такой способ мумификации стоил целый талант серебра (почти 26 кг) и был доступен не многим. Другой способ, в три раза более дешёвый, заключался в следующем. Органы не вынимались, но в желудок вводилось большое количество кедрового масла и затем тело также помещалось в натрон. И совсем дешёвый способ, который только и могли себе позволить бедные люди, заключался в следующем: внутренние органы промывались настоем александрийского листа и кассии а затем тело помещалось в натрон сроком до 30 дней.
Конечно в разное время процесс мумификации претерпевал различные изменения. Я описал классический способ о котором писали Геродот и Диодор. В целом же процедура в разные эпохи была схожа и лишь менялся состав бальзамирующих веществ. Иногда в качестве консерванта использовался битум. От него мумии были совершенно чёрного цвета и настолько видоизменялись ткани человека, что сложно было понять, где плоть, а где смола.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал. Там много интересного, чего нет в Дзене.