Псевдоблогер-математик. Производственный эксперимент

Сегодня хотелось бы порассуждать о комментариях (и о комментаторах) к моим обучающим видео.

Уже почти три года, как я записала видео про деление в столбик. Многие дети мне жаловались, что "ничего не понимают" в этих столбиках. Вот совсем-совсем ничего! И вот для тех, кому совсем ничего не понятно, я и создала видеоинструкцию.

Казалось бы: это для тех, кому непонятно. Кому понятно - это не для них. И мне странно видеть такие комментарии:

Комментарий к видео на YouTube-канале "Академии домашнего образования".
Комментарий к видео на YouTube-канале "Академии домашнего образования".

Ок. Признаю, была не права. Действительно, надо просто знать таблицу умножения, чтобы от зубов отскакивала. Ну что... кажется, я её всё-таки знаю. Попробуем порешать примеры?

Первый вопрос, который у меня возникает: а почему мы начинаем делить с 13? Почему не с 1, не со 136 и не с 1365?

Вопрос второй. Ну вот знаю я таблицу умножения. От зубов отскакивает. Но когда я 13 делю на 4, мне это не помогает вообще никак! Потому что в таблице на 4 нет числа 13! Совсем нет. Абсолютно. И 5 на 4 не делится тоже. И 14 на 4. А делить ведь как-то надо!

Мне могут возразить, что не обязательно делить нацело, можно разделить с остатком. Ан нет! Деление с остатком - это отдельная тема, которая, конечно, с таблицей умножения связана, но это далеко не одно и то же. А по условиям эксперимента "надо знать таблицу умножения - И ВСЁ!!!" Использовать знания о делении с остатком мы не имеем права! И понятие "неполное делимое" - тоже. И знание о том, что нужно делать с остатком от неполного делимого. Только таблица умножения, только хардкор!

Ну вот не верю я, что когда-то в одном третьем классе учительница сказала: "Дети! Вы теперь знаете таблицу умножения. Открываем учебник, находим примеры на деление в столбик и делим". И все дети сразу поняли, что от них хотят (даже если до этого ни разу в жизни столбики не видели).

А на самом деле учительница сперва объяснила тему "Деление с остатком", дети прорешали множество примеров и научились эти остатки находить, затем им показали, как записывать пример столбиком (да-да, это тоже надо уметь, оказывается!), объяснили, что такое "неполное делимое", как сносить цифру... в общем, всё то, что я показала в этом видео! И если кто-то забыл, что у него в школе было так, то разве это вина "псевдоблогера-математика"?

Рассуждают о том, что "надо просто...", обычно те, у кого навык уже доведён до автоматизма. Они не осознают промежуточных этапов действий, и создаётся иллюзия, что этих этапов не существует. Сюда же относятся родители, пытающиеся помочь ребёнку с решением задачи тем, что повторяют: "Ну подумай... Ну это же легко, надо просто немного подумать!" А ведь "подумать" - это совокупность мыслительных операций, и в каждом конкретном случае операции будут разными и комбинироваться будут по-разному. Но это уже другая история.

А как вас учили в школе делить в столбик? Объясняли ли алгоритм деления?