Есть фильмы, что вызывают восторг. Другие, напротив, – отторжение. А встречаются и такие, которые оставляют сплошное недоумение. К последним я бы отнесла нашумевший лет 12 назад фильм Андрея Звягинцева «Елена».
Нашумевший, это еще мягко сказано. Прогремевший! На Западе особенно. Этой киноленте даже специальный приз дали на престижном Каннском кинофестивале в 2011 году. И во все трубы трубили, что вот он – кино-шедевр о моровых язвах российского общества.
Ну, Запад-то ладно. Они там всегда оживляются, когда есть хотя бы намек на «свинцовые мерзости» нашей жизни (как будто у самих таких мерзостей меньше).
Интересно другое. Отечественные критики, как будто сговорившись, на все лады изливались в восторгах (и продолжают это делать, уж поверьте) по поводу грандиозных социально-философских проблем, поднятых в фильме «Елена».
Премьера фильма состоялась в 2011г. Я посмотрела его пару раз. И признаюсь: «Елена» – не мое кино. Хоть, конечно, и очень даже неплохие актеры там играют: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Елена Лядова.
Однако, как сейчас говорят, не цепляет. И, наверное, в первую очередь, потому, что никак не могу понять: что происходит в этом фильме?
На поверхности – криминальный сюжет мещанского такого окраса. Как некая особа, немолодая, малообеспеченная, малопривлекательная, по какой-то странной причине ставшая супругой некоего состоятельного, очень импозантного, хоть и возрастного, господина, этого самого господина недрогнувшей рукой свела в могилу.
По-моему, сюжетец так себе.
Можно было бы сделать из него крепкий детектив с заковыристым многоступенчатым расследованием. И с неожиданным финалом. Возможно, интересно бы было. А так…
Некоторые умные критики и не менее умные зрители утверждают, что в киноленте «Елена» представлена панорама расслоения общества в российском варианте и одновременно выявляется объединяющая и богатых, и бедных бездуховная страсть к деньгам.
Для таких выводов, по моему, королевство маловато. Сюжет скудноват. И герои жидковаты.
Другие видят в «Елене» историю слепой и всепоглощающей материнской любви. Ради которой возможно пойти на все. Даже на убийство мужа. То, что и делает скромная, благообразная Елена. По-медицински аккуратно, так что не подкопаешься, убирает со своего пути супруга и обеспечивает своей тунеядствующей маргинальной семейке безбедное будущее.
Я, например, в этой истории никакой гимн материнской любви не увидела. Только сплошной криминал. А еще странное режиссерское всепрощение-умиление главной героиней. Да-да, именно это я и увидела в финальной сцене, когда Еленины родственнички вольготно располагаются в хоромах загубленного бизнесмена. И среди них сверкает, возвышается Елена-благодетельница со спокойным, умиротворенным ликом, как будто она благое дело совершила.
В общем, мне всегда было не очень понятно, что происходит в фильме «Елена». Вроде, есть заявка на серьезные проблемы, но на выходе – то ли тупик, то ли пустота.
Да, может, главное-то другое. И нет вовсе противоречивых характеров, темных бездн души, как замышлял режиссер. А всего лишь мельтешат какие-то людишки, ничтожные, мелкотравчатые, надуманные. Каких и в жизни не бывает. Потому что иногда эта самая жизнь куда мощнее, многокрасочней, неожиданней иного искусства.
Или я одна так вижу?
Пишите в комментариях свои мнения.Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки