Много слышала о том, что высшего педагогического образования скоро не потребуется для работы учителем. Такие предложения звучали сверху. Например, что привлечение студентов ВУЗов и даже колледжей может решить проблему с кадрами в школах. И что курсов переквалификации будет достаточно для преподавания, кем бы ты не являлся изначально -тоже пишут и озвучивают постоянно. Документального подтверждения, на сколько я знаю, таким идеям пока нет. Подтверждения нет, а на деле - есть.
Очень меня удивили сведения от коллеги, которая переехала из нашего городка в крупный. Работает она в большой школе, там нехватка кадров остро ощущается. И берут кого попало, только курсы нужно пройти не менее чем на 300 часов. Это как-то несерьезно, по-моему. Даже если не 300, а 600 -тоже не впечатляет. Чему можно научить далекого от педагогики человека за такое время?
Эта знакомая рассказала, что Яжматерей, которые вечно недовольны работой учителей, директор на собрании призывала пройти курсы и "Добро пожаловать!" Мне воображение сразу зарисовку выдало, не хуже, чем нейросеть)
Наша самая скандальная мамаша (санитаркой работает) явится к нам в школу, скажем, в начальных классах преподавать. Она ведь постоянно контролирует и учит работать учительницу своего сына. И еще один папа в том же классе (рыбак), который и уроки посещает, и дополнительные занятия, учит учить как учительницу своего ребенка, так и директора. Вот он пусть сам и преподает после курсов.
Может такое быть?
Если б в Дзене прочитала, не поверила бы. А тут в жизни реальные примеры!
Работают у них в школе люди без образования педагогического. Как учат? Не представляю.
Хотя...
Я встречала учителей, которые английский явно совсем не знали, а работали каким-то образом.
В ту школу я пришла из сельской, задержалась недолго, сразу скажу, вернулась обратно)
Директор мне понравился, завуч - абсолютно нет. А коллега, с которой мне пришлось бы всю нагрузку тянуть вдвоем, вообще удивила с первого взгляда. Клянусь вам, что правда все далее сказанное, от первого до последнего слова.
Отправили меня к коллеге по имени Галина за объяснением деталей совместной работы. Часов очень много - и у нее и у меня больше 32 (уже не помню точно, но в день уроков по семь-восемь выходило). В кабинете английского девушка на доске дату записывала, она и есть Галина. Молодая, но такая, простите, запущенная. Лишний вес в глаза бросался, волосы неприбранные, макияжа ноль. Штаны на ней были... лыжные. Сверху лонгслив коротковатый. Когда она двигалась, между этими двумя деталями одежды выглядывал голый живот. На ногах разношенные угги.
Очень своеобразный для учителя образ. Я не удержалась и спросила, почему она в "лыжниках". Девушка оказалась простая, общительная. Ответила, что в обоих кабинетах (соседних) очень холодно. Там окна не меняли еще с постройки школы, дует нещадно, а батареи чуть теплые.
Понятно. Но учителя из таких ситуаций несколько по-другому выходят. Есть теплая, но приличная обувь. И костюм шерстяной или твидовый можно подобрать деловой. У меня самой в угловом кабинете сельской школы зимой стена инеем покрывалась. Плотные колготки и шерстяные брюки/юбка со свитером под пиджак решали вопрос. Ботильоны я на работе носила осенние, на небольшом каблуке, вроде этих.
Еще выручала шаль натуральная, у меня их несколько.
Да можно образ найти теплый и достойный одновременно. Согласитесь?
Как сказала Верочка из "Служебного романа":
Нет ничего невозможного для человека с интеллектом.
У Галины же был вид сторожа, а не учителя. И прослойка голого живота тоже как-то не вписывалась ни в род деятельности, ни в кабинетный холод.
В остальном Галина произвела хорошее впечатление, была приветлива, все мне объяснила, помогла найти в программах темы, на которых предыдущий учитель закончила, увольняясь в середине учебного года.
Дальнейшее удивление последовало в первый же день работы. Стена между кабинетами нашими была картонная, слышно каждое слово. И там стоял сплошной гул, а Галина периодически орала на детей истеричным криком, пытаясь утихомирить:
Закрыли рты!!!
Скажу честно, так можно. Даже нужно в критической ситуации, когда обстоятельства так сложились, что класс с ума сходит. Но это крайне редко! У Галины так было на каждом уроке.
Я снова прямо спросила, как про "лыжники", она ответила:
Они по-другому не понимают.
Дети там были и правда сложные. Половина из детского дома, а вторая половина, напротив, какие-то избалованные, пресыщенные жизнью. Их делили по классам. И с детдомовцами я быстро нашла общий язык, они на ласку и внимание падкие, но при этом субординацию нужно соблюдать, заслужить авторитет. Не ново для меня после работы в "вечерке".
А вот со второй половиной было непросто. Мне, например, мальчик класса шестого просто рот попытался закрыть, когда я по теме о достопримечательностях англоязычных стран рассказывала.
Что мне ваш Лондон? Я с отцом уже был (перечисляет), а на каникулах еще в ... поедем. Сами-то где были?
Так презрительно он мне это сказал, как к прислуге сверху вниз. И стал товарищам в полный голос что-то вещать. Пришлось возвращать внимание аудитории, совершенно уйдя от темы. И технологию "сторителлинг" я применяла в том классе еще до того, как про нее некий учитель года по ТВ рассказал, представив как ноу-хау.
С некоторыми не работало ничего. Пришлось попытаться прибегнуть к помощи классного руководителя. Я сказала "попытаться", потому что такой бесполезной амебы я еще не видела. Нельзя так про коллегу? Неэтично? Зато по факту. Она даже не орала, как Галина, просто постояла и молча посмотрела минут пять на нарушителей дисциплины. А потом развела руками и ушла. Больше я ей и не говорила ничего, даже родителей сама вызывала. Последнее, кстати, помогло с парой мальчишек. Там пришли папы, сначала на меня порывались наехать, но выслушав, отвесили своим отпрыскам по подзатыльнику и заставили извиниться.
Простите, я отвлеклась от темы, просто в той школе столько для меня чудных (прямо чудесатых) ситуаций было - театр абсурда.
Вернусь к Галине.
Класс, который я взяла у нее, совершал нелепые ошибки. Их так научили. Я ушам своим поверить не могла, подумала, что дети наговаривают, пока сама не услышала, как она произносит некоторые слова.
Еще неправдоподобнее прозвучит то, что я скажу дальше. И снова клянусь, что правда.
Второй учитель (на место которого пришла я) тоже "отжигал по полной". На этой почве у меня случился скандал с одной мамой. Девочка получила за чтение 4, а мама прибежала доказывать, что оценка неправильная.
У нашей Ксюши всегда по английскому одни "пятерки"! Мы занимались дополнительно с Натальей Ивановной (предыдущий учитель)! Она всегда хвалила! Я требую обосновать отметку!.
Ок, девочка перечитала текст при маме. И все с теми же ошибками. Там даже "четверка" была объективно завышенная, так сказать, на перспективу. Самым поразительным было, что мама и Ксюша утверждали, что их ТАК учила Наталья Ивановна.
Ну не может учитель английского научить детей читать new как "нэв"!!
Оказывается, может. Остальные дети подтверждали. А за стеной Галина произносила "дикэмба" ))
Это в голове не укладывалось просто! Много было еще странных и неприемлемых для меня моментов в той школе, я там работать не хотела от слова "совсем". И не видела причин себя насиловать. Пошла к директору заявление писать, аккуратно спросила кто по образованию Наталья Петровна.
А что? Вы ошибки у детей заметили?
Она явно знала!
И рассказала, что учителя долго найти не могли, потом взяли приезжую Наталью Петровну с дипломом психолога. Муж у нее был военный, недавно его снова перевели, соответственно, они уехали. А про уровень преподавания директор догадывалась, но, не имея других вариантов, взяла ее после курсов.
Вот вам пример, как на деле выходит, когда человек занимается тем, в чем не понимает ни капельки, а курсы делают его деятельность вполне законной.
Галина так в той школе и работает. Про ее образование я не знаю.