Владимир Ульянов в течение полутора лет работал помощником присяжного поверенного в Самаре и успешно выступал в судах, добиваясь в том числе и оправдательных приговоров.
Ленинские университеты
В 1887 году Ульянов поступает на юридический факультет Казанского университета. Правда, несколько месяцев спустя он был исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, и там Владимир оказался под надзором — из Казани сообщили о прибытии «опасного элемента».
Таким образом, вчерашний студент не мог продолжить образование, но решил освоить курс сам и сдать экзамены экстерном. В 1890 году Владимир получил разрешение держать экзамен в Санкт-Петербургском университете. Он предстоял весной 1891 года.
А сдать его было непросто, учитывая полностью самостоятельную подготовку. Экзамен включал письменное сочинение по уголовному праву, письменный же ответ на заданную экзаменаторами тему, затем опрос по римскому праву, гражданскому праву и судопроизводству, торговому, уголовному, государственному, церковному, международному, полицейскому праву, истории русского права, политической экономии, статистике, финансовому праву, энциклопедии права и истории философии права.
Экзамены проводились в две сессии, весной и осенью, и в итоге Владимир Ульянов стал обладателем диплома юриста, сдав все экзамены на «весьма удовлетворительно», что было высшим баллом.
Помощник поверенного
В Самаре он становится помощником присяжного поверенного Андрея Николаевича Хардина. Владимир был с ним знаком и раньше — они играли… в шахматы; Хардин был одним из ярких шахматистов своего времени и много играл «по переписке».
За те полтора года, что Владимир Ильич был помощником присяжного поверенного в Самаре, он имел возможность самостоятельно вести дела: так как количество подаваемых исков было очень большим, помощники могли по доверенности заниматься практикой. Всего Ленин провел 20 судебных дел: 16 уголовных (в одном из них он сам был заявителем) и 4 гражданских.
В 1891−92 году на Поволжье обрушился голод, так что никого не удивляли кражи. Одно из дел, которое досталось помощнику поверенного Ульянову, было о краже, в которой обвиняли отставного рядового Красноселова. И он довел его действительно до победного конца.
Дело на 100 рублей
Обстоятельства «преступления» были самые банальные. Василий Красноселов, которому на тот момент было уже 67 лет, обвинялся в том, что похитил из квартиры самарского мещанина Степана Сурошникова 113 рублей. Донес на него повар по имени Вильгельм Минкель, который заметил, что у отставного рядового, к тому же неоднократно сидевшего в тюрьме, вдруг появились деньги.
При обыске у Красноселова обнаружили в сапоге сотенную купюру. Сурошников каким-то образом опознал в ней свою, так что дело, казалось бы, выглядело совершенно ясным.
Красноселов утверждал, что эти деньги он заработал. Да, будучи в тюрьме и по мелочи оказывая разные услуги: кому-то что-то починил, припаял, смастерил. В итоге накопилась приличная сумма. Начальник тюрьмы, которого вызвали для дачи показаний, сказал, что Красноселов вовсе не работал, а значит — украл. Но обвиняемому действительно повезло с адвокатом.
Ульянов настаивал, во-первых, на том, чтобы в тюрьме нашли других свидетелей, которые могут дать более надежные показания, работал ли Красноселов, или нет. Слова начальника, который вряд ли досконально все знал о заключенных, казались сомнительными. Во-вторых, он настаивал на очной ставке Красноселова и Сурошникова, так как их показания расходились. И в-третьих, просил обратить внимание присяжных на то, что ранее совершенные Красноселовым кражи не имеют к этому делу отношения.
Надо ли говорить, что по такому, в общем-то, незначительному, делу решение хотели принять побыстрее. Во всех просьбах было отказано, и присяжные признали подсудимого виновным, осудив его на 2 года и 9 месяцев тюрьмы. Но Ульянов подал кассационную жалобу, в которой объяснил, что самарский суд не стал досконально разбираться в обстоятельствах. В результате дело было возвращено для повторного рассмотрения, Ульянов вновь выступал защитником и смог добиться вердикта «не виновен».
Надо сказать, что из 15 уголовных дел, которые Владимир Ульянов вел как защитник, 5 закончились оправданием, и это прекрасный результат. Почти во всех остальных делах он добивался смягчения наказания.