Жостово – один из прославленных русских художественных промыслов. Подносы с яркими букетами цветов на черном фоне давно завоевали народное признание и любовь. Без них трудно представить русский быт прошлого века, праздничное застолье.
Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувство радости, красоты природы.
Старинная деревня Жостово находится в 18 километрах от Мытищ в живописной местности близ Клязьменского водохранилища.
Искусство Жостово также как и Федоскино принадлежит к семье «русских лаков». Одна из ветвей этой семьи связана с Палехом, Мстерой и Холуем, где лаковая миниатюра унаследовала традиции древнерусской росписи. К другой ветви, зародившейся в конце 18 века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, родством стиля росписи.
Жостово и Федоскино были в 19 веке известными центрами русской лаковой миниатюры. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, коробочек, кошельков, чайниц и других небольших предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами. Изготавливали из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными миниатюрами, а позднее и с орнаментальными цветочными композициями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел, ведущую роль в котором играло Жостово.
Началом производства подносов в Жостово принято считать 1825 год – год открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова.
В 1830ых годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из металла.
Над созданием подноса трудились 3 человека: коваль, изготовляющий форму, мастер, наносивший на поверхность грунт, живописец, расписывающий поднос. Тот же грунтовщик после подсушки подносов покрывал изделие лаком.
По краю подноса приклеивалась проволока, придававшая ему рельефное завершение, так называемый «гуртик». Благодаря мастерству кузнецов жостовские подносы обрели цельность и пластичность формы, мягкость переходов от плоскости к борту, фигурный рисунок прорезных ручек.
Подносы не были новостью в русском быту 19 века. Они известны и в Древней Руси, и в помещичьих домах 18 – 1 пол 19 века.
Ко времени возникновения подмосковного промысла подносов в России уже существовали подобные производства. С 18 века славились расписные лакированные подносы Нижнего Тагила. Здесь делали большие железные подносы – картины, написанные по гравюрным или живописным оригиналам.
Делали расписные подносы и в Петербурге. Выполненные в стиле «псевдорококо» 1830-1840 гг, они отличались фигурными формами, сложностью рисунка и артистично исполненной живописью, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди прихотливых раковин и завитков.
Жостовские мастера, опираясь на опыт и достижения других центров, не просто заимствовали понравившиеся приемы росписи и формы, но активно осваивали их, видоизменяли, перерабатывали, вводили в местные традиции.
Жостовские мастера полностью переносили на подносы технологию обработки лаковых изделий из папье-маше. Они применяли те же грунты собственного приготовления; те же копаловые лаки, секреты варки которых передавались из поколения в поколение наиболее опытными мастерами; те же масляные краски. Из лаковой миниатюры перешли на подносы и специфические «федоскинские» приемы послойной живописи, письма лессировками по металлизированным фонам (золотому и серебряному) и перламутровым инкрустациям.
С лаковой миниатюрой связан и один из видов живописи Жостова – сюжетно-изобразительный. Как на шкатулках из папье-маше, так и на железных подносах изображали зимние сельские пейзажи, виды Москвы, «тройки», «чаепития» и жанровые сценки из сельской местности. Но в дальнейшем основной темой стали цветочные букеты из садовых и полевых цветов, которые принесли славу русским лакам. В их создании жостовские мастера остаются непревзойденными умельцами. Они умеют найти предельно ясное, четкое композиционное построение, с подлинно ювелирной тонкостью разработать детали, наконец, придать цветовой гамме удивительную жизнерадостность.
Фон, на котором изображают букеты, может быть красным и зеленым, синим и лиловым, желтым и золотистым, белым, однако, классическим неизменно считался и считается – черный, который в силу одного контраста со всеми другими цветами создает повышенное цветовое звучание, вызывает праздничное, торжественное настроение.
Особенность жостовского подноса – в замечательной его росписи. Пишет жостовский мастер мягкой, нежной шелковистой кистью из беличьего волоса, масляными красками, которые разведены до особой тягучести.
Свободное кистевое письмо стало в руках жостовских мастеров одним из самых выразительных средств. Каждое движение кисти, каждый мазок легко и непринужденно передает обаяние, живой трепет изображаемых растений.
Расположение букета на жостовском подносе различно: он может быть собранным или в раскидку, располагаться в центре, веночком по всему подносу или вырастать из угла и т.д. Следует отметить, что художник никогда не пользуется эскизом росписи. Под его кистью цветы вырастают подобно тому, как это происходит в природе, возникают они в известной мере даже «своевольно». Вот почему исключено существование двух одинаковых по росписи подносов. В искусстве Жостова нет, и не может быть повторений – каждый поднос – самостоятельный вариант цветочной темы, ее композиционного, образного, живописного решения.
Каждого живописца можно узнать как по общему характеру и стилю его произведений, так и по манере изображения отдельных цветов. Но в то же время искусству жостова присущи своя художественная система, живописные приемы, выработанные поколениями.
Чуть меньше двух веков – для развития промысла срок небольшой. Но за это время Жостово из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода – объектом любования. Жостовские декоративные композиции обрели силу самостоятельного искусства. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, праздничности, гармонии и красоты.
Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/
#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей #культураРФ
#400лет #нашеподмосковье #культураМО #патриотическийпроект
#гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #Наши #Жостово #нацпроекткультура