Найти тему
СВОЛО

Пименов импрессионист, мол

Сухо. Формулой идеостиля «импрессионизм» является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу.

Я нарочно не использую технологию «галерея». Ею можно легко спрятать тот факт, что нечего сказать о конкретной картине.

Я нарочно также использую понятие «формула идеостиля»: оно не общепринято в науке об искусстве, мысль о нём я взял из статьи Якимовича «Барокко и духовная культура XVII века» в его обращении:

«… к глубинному уровню иделогии… в стилистическом, общеэстетическом, историко-культурном… смысле».

Итак.

Пименов. Бегом через улицу. 1963. Холст, масло.
Пименов. Бегом через улицу. 1963. Холст, масло.

Тут абы какая жизнь – визуальная хрупкость девушек в этом мире патриархата, их малозначительность в этом мире. А хвала – открытый цвет их платьев.

Пименов. Мокрые плакаты. 1973. Холст, масло.
Пименов. Мокрые плакаты. 1973. Холст, масло.

Существование некоторых вещей можно уподобить жизни маленьких людишек, какими вокруг является большинство. Например, плакаты. Хвала их «жизни» - это их яркость. А «абы какая жизнь» – необходимость мокнуть под дождём.

Пименов. Зимнее утро. Холст, масло.
Пименов. Зимнее утро. Холст, масло.

Хвала – это замечательная фигура женщины. А абы какая жизнь - бедность, раз у неё такая табуретка. Жаль, я не помню, в каком году из быта нашей семьи исчезла точно такая деревенская табуретка.

Пименов. У примерочной. 1960. Холст, масло.
Пименов. У примерочной. 1960. Холст, масло.

Абы какая жизнь это даже не необходимость одеваться не в индпошив (итальянки, например, были недовольны планом Маршалла, заставившим послевоенную Западную Европу покупать американский ширпотреб). Плохо, что грубовата расцветка платьев. Отрыжка массовой культуры. А хвала тут дана яркостью красок.

Пименов. Движущаяся граница города. 1961. Холст, масло.
Пименов. Движущаяся граница города. 1961. Холст, масло.

Тут абы какая жизнь – это установка на будущее, а пока-де – потерпим с неудобствами. Так когда-то строили, не комплексно – сдавали дома без обустройства территории. Пипл схавает. А хвала – опять открытые цвета там и сям.

Можно возразить, что страна бедна из-за гонки вооружений, навязанной ей извне. Но этого нет в «тексте» картины. Пименов не витает в эмпиреях, может, с горя, что он бы был исключением, если б витал. Вот он опустился и тут, внизу, насмехается над мещанским счастьем совков.

Пименов. Облака. 1949. Дерево, масло.
Пименов. Облака. 1949. Дерево, масло.

Хвала – синевой неба и счастливыми позами лежащих, а абы какая жизнь - жизнь колхозника с точки зрения художника (он ведь не зря изобразил колхозниц счастливыми - дистанцировался от них). Ибо всё нацелено в 1949 году на восстановление разрушенного войной хозяйства, на материальное, а не на гармоничное.

Вообще – надоело. Как самому Пименову не надоедало? Видно же, что левой рукой рисовал. Душа его была где-то далеко.

Он был в отчаянии в последней глубине души оттого, что не видно было после войны движения страны к коммунизму. Началось это у него давно, еще от поражения коммунистической революции в Германии 1923 года, из-за чего он пришёл к экспрессионизму, стилю ужасно деформирующему натуру от ужаса, что в какое-то бесконечное сверхбудущее удалилась перспектива наступления коммунизма на планете.

Пименов. Лыжники. 1925. Холст, масло. Теннис. 1926. Холст, масло.
Пименов. Лыжники. 1925. Холст, масло. Теннис. 1926. Холст, масло.

В спорте, мол, дорога ухода от гармонически развитого человека, ибо духовное испаряется*.

Причём такое умонастроение у него было в подсознании. Ибо в сознании мерещилось что-то самообманно-прогрессивное и экономное в духе бедности страны, идущей к социализму:

«…передача реальной убедительности явления при минимальном использовании выразительных средств… моментальное схватывание в вещи ее существенных признаков при опускании деталей… динамичность и острота» (https://sias.ru/upload/iblock/363/sbornik-nauchnaya-vesna_10-razvorotami-_1_.pdf).

21 июля 2023 г.

*- А вот некоторые (теоретики искусства 20-х годов) логично считали иначе: «С величайшим вниманием «Вещь» [журнал] за взаимоотношениями между новым искусством и современностью во всех её многоликих проявлениях (наука, политика, техника, быт и пр. [значит и спорт, ибо он тоже новое явление в мире]). Мы видим, что на развитии мастерства последних лет оказали крупное влияние, лежащие вне так называемого «чистого искусства» [нереалистического, натурокорёжащего: нам враждебны непосредственные пережитки вчерашнего промежуточного дня, как то символизм, импрессионизм и пр.]. «Вещь» будет изучать примеры индустрии, новые изобретения, разговорный и газетный язык, СПОРТИВНЫЕ ЖЕСТЫ» (Журнал «Вещь». https://www.togdazine.ru/article/1263).

Например, выпяченный живот правого лыжника, полуприсед левого, движение задом наперёд левой теннисистки…

- Так это как раз от ума, а не от естественности. От мнения, что раз наука в лице Маркса открыла, что базис управляет надстройкой, т.е. действует неосознаваемо для субъектов, то после этого открытия жизнь субъектов можно строить, созидать самим субъектам, но не как мещанам, а как общественникам от ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

31.07.2023.