Гектор Шульц: «Даже провокационная и жесткая книга может победить в крупной премии»

134 прочитали

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах. И кстати, при чем тут «Острые козырьки» с нейросетями?.. Читайте наше смелое интервью с автором Литрес Самиздат.

Осторожно: есть немного спойлеров.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.

Когда появилась идея книги? Сколько времени занял процесс написания и редактуры?

Идея книги появилась 5-6 лет назад (может, больше). У меня было несколько папок с заметками, в том числе «Уроды», в которую я собирал результаты бесед со своими друзьями и знакомыми о школе.

На одном из «алкогольных» созвонов зашел разговор на тему школьного буллинга. Друзья начали делиться воспоминаниями конца 90-х и начала 00-х: кто-то вспоминал веселые случаи, кто-то грустные или шокирующие. Во время последующих созвонов я в шутку попросил разрешения записать эти истории и опубликовать книгу в Интернете. Получил добро, но на стандартных условиях: мол, меняй имена и прозвища, дай почитать готовый результат и убери то, что мы захотим скрыть. Моих воспоминаний в книге немного, все-таки откровенной жести не было, хотя любви к школе я не питаю.

Черновик писал примерно месяц, еще месяц отдал редактуре. С последним помогла Лена, которая прошла путь от любителя моей писанины до редактора, корректора, верстальщика и доброй подруги.

Вы выполнили просьбы друзей и знакомых?

Конечно. Я и сам прекрасно понимаю, каково это — вываливать грязное белье на общий суд.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-2

Я не безжалостный графоман, который ради хайпа опошлит дружбу. Одну цитату я запомнил хорошо: «Ты хотел показать все без прикрас. И показал очень уж ярко».

Как и почему вы решили подать заявку на «Электронную букву»? Что изменилось после победы?

Случайно увидел рекламу премии в рассылке от Литрес Самиздат. Иллюзий никаких не питал, ибо история жесткая, провокационная и грязная. Однако интуиция подсказала: а чего бы, собственно, и нет.

С одной стороны, пришли новые читатели, на книгу стали писать рецензии, она стала лучше продаваться на Литрес, и Литрес Издательство предложило издать печатную версию «Уродов». С другой стороны, приятное удивление: даже провокационная и жесткая книга может победить в крупной премии, ее действительно прочтут и оценят.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-3

У вас как у автора есть миссия?

Есть. Читатели подмечали, что в моих историях часто встает идея выбора. Я и сам считаю, что у каждого есть возможность выбирать — и от выбора многое зависит. Кто-то ставит своей миссией развлекать людей или говорить о сложных темах. Я стараюсь подтолкнуть читателя задуматься. О своей жизни, о своих поступках, о выборе.

Кажется, у героев из «Уродов» выбора почти не было, особенно у Шпилевского. Внешние обстоятельства были сильнее внутренней воли. Можете это прокомментировать?

Выбор есть у каждого. Артем решил противостоять уродам, но сделал это слишком поздно и только ради себя. Шпилевский выбрал путь терпения, невзирая на боль.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-4

Школьный буллинг — сложная тема. Когда я начал выкладывать главы в своем сообществе и на «Пикабу», читатели стали делиться воспоминаниями в комментариях. И там хватало своих ужасов. Тот, кто через буллинг не проходил, вполне естественно не поверит в то, что подобное возможно. Как я уже неоднократно говорил, не каждому повезло учиться в нормальных школах.

Думаю, многие не верят во внезапный хеппи-энд. Почему такая счастливая концовка?

О, это классика. Однако книга квазибиографична. Я верю друзьям и их историям. Я не увидел лжи ни в их глазах, ни в голосе.

Со временем все дурные воспоминания стираются, и остается старая добрая ностальгия. Вот только единицы задумываются, когда приглашают на вечер выпускников одноклассника, которого травили в школе. Шпилевский тоже получал такие сообщения. Остальные удивлялись, почему он не собирается приходить к «старым друзьям». Действительно, почему? Только он и помнит, как его унижали, оплевывали и превращали жизнь в ад каждый день.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-5

Артему и Алене повезло. Порой судьба удивляет похлеще голливудских режиссеров, но мне куда важнее, что Артем и Алена счастливы вместе. Пусть только я один и буду в это верить.

Что движет вами, когда вы начинаете писать на провокационные темы? Почему выбираете именно такие?

Я пишу о том, что мне интересно. В случае с «Уродами», возможно, так сложились звезды. Возможно, виновато настроение или час пробил, чтобы идея превратилась в книгу. Всегда все спонтанно.

Чужие судьбы — это готовые сюжеты для книг. Достаточно прислушаться. Естественно, к ним тоже нужно подходить с вниманием и тактом, ибо у каждого свои скелеты в шкафу, о которых говорить всегда непросто.

Я стараюсь освещать эти темы максимально правдиво, без ухода в фантастику и домысливание. Так получилось с «Нефорами» — второй книгой в серии — и с «Семьей», где я решил поднять тему домашнего и психологического насилия.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-6

Сталкивались ли вы с хейтом? Как справляетесь с ним?

Да, постоянно. Я не стесняюсь использовать нецензурную брань и частенько пишу на провокационные темы. А это всегда триггерит моралистов. Поначалу хейт задевал, а потом пришло равнодушие.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-7

Реакция у всех прочитавших одинакова. Сначала шок, потом отрицание, потом принятие или полное отторжение. Многие не верят в то, что ситуации из «Уродов» правдивы. Кто-то вспоминает похожие моменты из своего детства. Ругают зашкаливающее количество мата. Хвалят честность и жесткость. Равнодушных нет. И не будет.

Есть ли отсылка к фильму А. Балабанова «Про уродов и людей»?

Нет, хотя название фильма можно было бы приплести. Но творчество Балабанова я и правда люблю. Мне всегда нравились твердость и искренность в его работах. Да, там было много чернухи, но и правильной морали тоже хватало.

Кто делает обложки для ваших книг?

Обложки мы делаем совместно с супругой. Продумываем пару-тройку вариантов, накидываем черновики и выбираем самый подходящий. Для рассказов, которые участвуют в конкурсах, особо не заморачиваемся: накидываем коллаж в Photoshop, и готово. К книгам подход другой: многие выбирают как раз по обложке и только потом читают аннотацию.

А кто этот мальчик с обложки «Уродов»?

Это результат «смешения» моей фотографии и фотографии одного актера — Джо Коула, известного зрителю по сериалу «Острые козырьки». В его внешности есть и детская наивность, и холодная жесткость, что подходит главному герою «Уродов».

В какой-то момент я решил ради интереса смешать референс и свое фото в нейросети. Первый результат не устроил, и я сделал еще 5-6 генераций. Затем в дело вступила магия Photoshop, немного пластики, и вуаля — Артем Воронин готов.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-8

Что будете делать с напечатанными книгами?

Отправлю каждому герою по одному экземпляру и приложу бутылку виски, чтобы смягчить флешбэки. Без моих друзей не было бы этой книги.
Для тех, кто решит купить бумажную книгу, в планах есть небольшой интерактив: хочу отправить открытку с артом по
«Уродам» и моим автографом.

Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня. Нужна ли автору дисциплина?

Писательство для меня — это больше хобби, чем работа, поэтому нужны режим и дисциплина. К примеру, ты никогда не станешь хорош в игре на гитаре, если не будешь выделять время на занятия. С книгами то же самое.
Конкретного графика у меня нет, но есть одно правило: стараюсь писать не менее 20 тысяч знаков в день. Конечно, случается работа, а съемки — довольно выматывающий процесс. В такие дни я позволяю себе чуть снизить нагрузку по знакам. Бывает и наоборот: идея так захватывает, что я могу просидеть всю ночь, стуча по клавиатуре, как сумасшедший.

Какие у вас творческие планы?

Планов море-окиян… Один из черновиков — это темное фэнтези, для которого мы с художником готовим полноценный артбук, карты и массу иллюстраций. Второй — это жестокий и кровавый гримдарк, еще один жанр, в котором хочется себя попробовать. Третий — фантастический триллер о мультивселенных и моей излюбленной теме: выбор и последствия выбора.
К тому же никто не отменял работу. Я планирую начать снимать короткометражки по своим рассказам, а там, глядишь, и до полнометражного фильма доберусь.

Победитель «Электронной буквы» в спецноминации «Роман взросления» (2022 г.) рассказывает о книге «Уроды», школьном буллинге, свободе выбора, хейте и творческих планах.-9

Читайте первое интервью с Гектором Шульцем — историю успеха — в нашем блоге!