Неделю назад в рубрике #стильныйэтикет_развитие рассматривали теорию морального развития Лоуренса Кольберга. Он был аспирантом швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. В своих научных изысканиях Кольберг опирался на концепцию морального развития Пиаже. О ней и поговорим в эту субботу.
Пиаже в книге «Моральное суждение у ребёнка» выделяет 2 стадии морального развития.
Стадия 1. Мораль принуждения
Ориентация на мнение взрослого, авторитетного человека. Поведение определяется на основе запретов, услышанных от взрослого. Соблюдение правил, исходя из понимания, что за их нарушением наступит наказание.
Своя точка зрения воспринимается в качестве единственно верной (эгоцентризм).
Стадия 2. Мораль кооперации
Правила соблюдаются и принимаются, исходя из понимания их необходимости. А не потому что так сказало авторитетное лицо. При этом правила воспринимаются гибкими: их можно трансформировать, исходя из интересов индивидов.
На данном этапе сформировалась способность воспринимать и анализировать другую точку зрения (децентрация).
Переход с одной на другую стадию, по мнению Пиаже, возможен при соблюдении следующих условий: интеллектуальное развитие, освобождение от подчинения авторитетному лицу и взаимодействие со сверстниками.