Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Россия на Черном континенте

Впереди саммит «Россия – Африка». Современная ситуация внутри и вокруг России требует тщательных расчетов, куда направить ресурсы. Это не означает сугубо «бухгалтерский подход». Африканская политэкономия – это о том, как привести к знаменателю весь спектр отношений.

О деятельности в ЦАР российской ЧВК широкая публика узнала в 2021 году из фильма «Турист»
О деятельности в ЦАР российской ЧВК широкая публика узнала в 2021 году из фильма «Турист»

Геополитическое влияние похоже на многогранный кристалл: чем круче ювелир, тем больше граней в сыром алмазе он увидит. Чем больше опыт, тем больше аспектов влияния и отдачи с региона можно усмотреть!

Военное, экономическое, идеологическое, политическое и культурное влияние – в этих плоскостях рассматривал вопрос Збигнев Бжезинский. Влияние России в Африке вообще разговор беспредметный. В зависимости от региона есть и среднее влияние – сильнее других великих держав (Магриб, северо-запад), некоторое влияние сохранилось в Западной Африке (Гвинея – не Бисау или Экваториальная, а та самая, из красного золота которой назывались английские гинеи!). Есть влияние и на северо-востоке (Египет, Судан, Эфиопия). На остальном континенте перспективны разве что былые связи с Анголой – их военные снова появились в наших академиях. И это правильно – теперь Анголе есть чем платить – своей Большой нефтью.

В стратагеме по Африке успеха можно достичь – но здесь уместна, пожалуй, не только прямая бухгалтерия. Черный континент – территория, где антиимперские принципы могут дать длинную выгоду.

Если культурное и политическое влияние Россия к началу 2010-х годов полностью растеряла, то о военном аспекте можно и порассуждать.

Советские военные советники в Анголе. 1980-е годы
Советские военные советники в Анголе. 1980-е годы

Для дискуссии о влиянии в Африке нужно сперва решить вопрос: что есть Россия? Великая держава в границах пост-СССР или евразийская? От этого зависит целеполагание. СССР имел в регионах Африки, интересных в плане противостояния с Западом, аэродромы, порты, базы, где принимали наши стратегические бомбардировщики и подлодки. Марокко, Гвинея, Ливия…

Десятка два стран получали оружие и подготовленных офицеров. Были и проекты насыпать советские острова – потом от этого отказались на уровне ООН. Черная Африка, особенно Эфиопия и Ангола, становились занозами для западного блока.

СССР поддерживал перспективнейший проект – Объединенную Арабскую Республику – ОАР, но главная проблема арабов – отсутствие доминирующего центра (как Москвы в СНГ) сыграло роковую роль – конечно, при содействии Запада. Угроза вписывания в ОАЭ Ирака взбудоражила и мобилизовала, заставила противодействовать совместно всех наших противников.

Такой масштаб геополитического задора может иметь и имел в 1960–1980 годы свою колоссальную цену.

* Русский медведь залез в чужой малинник – регион, который Европа столетиями считала задним двором. Это фантомные боли сродни Украине в разрезе Большой России. Медведь лез в Африку, напрямую и косвенно поддерживал «парад суверенитетов», а значит, усиливал сплоченность Запада. Наверное, ввиду особого отношения к нам французов, не следовало, к примеру, открыто поддерживать Алжир.

* Союз, следуя своей религиозного порядка доктрине, полез тараном на весь лагерь капитализма и, конечно, расшибся. Одно дело – проекты в Индии или Монголии, но зачем же тратиться без определенной выгоды и наживать врага? Доктринерство ведет к краху не зря.

* Огромный разрыв между сверхдлинной перспективой и реальные издержки, оторвавшие уровень жизни в СССР от Запада, стоили дорого – подавляющая часть народа СССР приняла слом системы и даже распад страны…

Сегодня Судан в очередной раз завис в политической неопределенности
Сегодня Судан в очередной раз завис в политической неопределенности

Для военных Африка ближайшие лет 15 не пригодится – России не до баз, ни о каком флоте в Средиземном море можно уже и не вспоминать. Да Африка и не горит желанием – база в Судане под вопросом. А дрейф «Кузи» в Западном Средиземноморье, который отказался заправлять даже пророссийский Алжир, показал, что влияние в Африке, купленное к 1990-м годам сотнями миллиардов в инвалюте, весьма быстро превращается в тыкву, а «союзники» в мышей.

Иллюзии дорого обходятся. Поэтому тратиться на влияние в Африке, как и на Кубе, где население примет любую власть, если она увеличит карточный паек риса и муки, – это вариант, над которым нужно 100 раз подумать.

А вот локально бизнес с геополитическим довеском, ЧВК, вполне уместен на фоне того, что Англию и Францию выжимают из традиционных сфер – бывших колоний. Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия, Чад, ЦАР и еще с десяток стран готовы поменять доминирующую страну.

После отъезда Евгения Пригожина уже отметились спикеры.

«Никаких конъюнктурных моментов не может быть привнесено в стратегические отношения между Россией и нашими африканскими партнерами», – заявил Сергей Лавров.

«Власти страны готовы принять любых представителей ЧВК из России, вне зависимости от их принадлежности к «Вагнеру». Если Москва решит их отозвать и прислать нам «бетховенов» или «моцартов», они у нас будут», – заявил 28 июня советник президента ЦАР Фидель Гуанджика.

С сохранением статус-кво согласились и в Financial Times – в самом сердце Африки, ЦАР, структуры из России, как бы их ни именовать, контролируют месторождения алмазов и золота. Несмотря на санкции минюста США против всей цепочки участников процесса – а это не только ЧВК.

Такая позиция сегодня весьма удачна. Некоторые страны Африки и Южной Америки контролируют значимые доли месторождений и добычи геополитического сырья. Это не только нефть, газ и литий, контроль над которыми можно поменять на подконтрольные потоки зерновых из России. Правительство Казахстана фактически передало большую часть добычи урана под контроль Росатома. Да и позиция Узбекистана по усилению связей с Россией сегодня важна и в военном смысле – узбекский хлопок, неугодный на Западе, как раз пригодился как сырье для порохов в условиях СВО.

Так что если сохранять золотую середину между расточительностью на имидж, но и учитывать геополитические эффекты, какие-то страны Африки могут пригодиться и как участники ОПЕК – особенно Ангола и Египет (как член Лиги арабских государств, восстановившей статус союзной Сирии).

Но очень уж точная и длинная нужна бухгалтерия – чтоб не промахнуться.

Где в Африке интересы российских корпораций помимо ВПК? Часть поставок зерновых оплачивается – во всяком случае, Египтом. Также интересна Африка как самый емкий рынок удобрений – здесь Россию ждут везде.

Сегодня ряд стран зависит от поставок зерновых – Египет, Алжир, Эфиопия, территория «Ливия». Вместе с тем существенная часть поставок зерновых – бесплатная помощь из нашего бюджета. Наши аграрии теперь пичкают землю химикатами и истощают почвы – чтоб отправлять зерно в тропическую Африку. Не выгоднее ли уменьшить урожайность, повысив качество зерновых для самих же себя? Ведь львиная доля урожайности достигается снижением качества зерновых, фруктов и овощей. Значительная часть предполагавшегося российского зерна в Африку была попросту украдена Западом – это и похоронило зерновую сделку. Зерно поставлять интересно – но тем, кто платит, отдает концессии, проголосует как надо в ОПЕК и ЛАГ.

Есть интересы в энергетике по координации с продуцентами нефти и газа – с Алжиром и Анголой. Но и здесь нужна осторожность – АЭС в Египте строится на 90% в долг. И видимо, учитывая такую халяву, заявку подала даже Бурунди…

Первый саммит «Россия – Африка» прошел в Сочи 23–24 октября 2019 года
Первый саммит «Россия – Африка» прошел в Сочи 23–24 октября 2019 года

Со всем этим нужно быть осторожней. Хотя бы брать в залог акции госсектора.

В значительной мере нужно и пересчитывать экспорт оружия. Доля стран Африки до СВО – 10–15% поставок ВПК на экспорт. Вопрос в том, как считать экспорт. Главный платежеспособный покупатель – Алжир. Очень интересна была Ливия, разгромленная и поделенная без России. Есть перспективы у христианской Эфиопии. Если очистить остальной экспорт от субсидируемого, то картина куда скромней. Экспорт обеспечивается кредитом в 90–100% суммы по ставке 3–4%. Подавляющая часть из таких кредитов за последние 50 лет была списана – 80–90%! Ради чего? Для улучшения отношений с «покупателем» и ради новых поставок… в кредит. Ряд таких стран абсолютно безнадежны как клиенты, никаких перспектив ввиду обнищания и перенаселенности там нет. В них не хватает ни зерна, которое идет и через зерновую сделку, ни резервов, ни порой даже воды. Во многих случаях стоило бы напрямую дотировать свой ВПК соответствующими суммами.

Экономически СССР строил антимперию – как внутри, так и снаружи, – это показывали и внутрисоюзные бюджеты. Если эта логика действовала, расчет был на то, чтобы привязать страны к советскому блоку – его экономике, стандартам, образованию... военные базы – уже потом. И это работало, но в долгую. У СССР образовался огромный кассовый разрыв после сговора саудитов и США по нефти – доходы рухнули. Эффекты где-то потом, а платить нужно сейчас. И конвертировать долги и помощь во влияние с 1990-х удалось лишь с минимальным КПД.

Даже стабильным партнерам регулярно производятся списания. В период с 2000–2013 годов Эфиопии списано 5,9 миллиарда долларов, Алжиру – 4,7 миллиарда, Ливии – 4,5 миллиарда. Западной Африке – более 50 миллиардов.

«Адвокатом» списаний – в частности последних 20 миллиардов, – выступил Сергей Лавров. Говоря о том, что советские долги на 90% невозвратные, Лавров уточнил: «Я не думаю, что те суммы, о которых вы говорите, которые унаследованы от Советского Союза, решили бы какие-то внутренние проблемы и помогли бы существенно их решению».

Сказано это было на молодежном форуме «Территория смыслов»… Интересно, какая часть из присутствующих, учитывая массовые аборты из-за недоступности жилья, согласилась бы с этим при голосовании?

Работать в Африке можно, геополитические эффекты есть. Вот только силы рассчитывать нужно не на весь континент, а на 10–15 стран. Это не только арабский север, Эфиопия и партнеры ЧВК – Мали, ЧАД и ЦАР, но и Гвинея, Конго, Заир, Камерун. Наши реальные интересы совпадают, и это не бессмысленные голоса в развалившемся ООН, а налоги в бюджет.

Как показали события, России не до Судана – проецировать морскую мощь самое время на Черном море…

ЮАР интересна по БРИКС, но на внутренний рынок нас не пустят – там давно есть хозяева, и алмазный «Де Бирс» – только часть их империи. Полезем туда – и нас могут очень больно одернуть через Украину. Хозяева алмазов, урана и платиноидов ЮАР в состоянии дать Украине еще 5000 танков и собрать тысяч 300 наемников. Могли бы и за свой счет, но сделают это и через конгресс США.

Так что распихивать всех локтями в Африке не стоит. И сильно давать в долг без залогов.

Если для Лаврова 20 миллиардов сумма небольшая, то даже для Поволжья такого госвложения хватило бы на реконструкцию каскада ГЭС, стройку ГАЭС и АЭС. Этот суперпроект могли бы при такой субсидии реализовать наши флагманы – Росатом и Русгидро и двинуть вперед каскад наших регионов.

Инвестиций ждет весь глобальный юг, особенно безвозвратных кредитов. Но у нас есть куда вкладываться поближе – у нас есть Россия, Белоруссия, весь ЕврАзЭС.

«Секретные материалы 20 века». Роман Данилко, журналист, экономист (Санкт-Петербург)