Есть такой французский кинорежиссер Леос Каракс (в миру Alex Christophe Dupont), честно говоря, с одной стороны он - номинант и обладатель множества кинопремий, а с другой его фильмы - это авторское, что называется, фестивальное кино. Но ведь именно в таких фильмах самое место необычной архитектуре, а вспоминая это здание или этот ЖК, становится понятно, что с подбором натуры у французских киношников все нормально.
Так вот, в 2012 году на экраны вышел фильм Holy Motors (в российском прокате шёл как "Корпорация Святые Моторы"). Кинолента была номинирована на главную премию Канского кинофестиваля, правда, получила только ветвь от молодежного жюри, лично мне фильм не особо зашёл, на кинопоиске поставил 6 баллов. Но вот архитектура, мелькавшая в кадре, мне очень понравилась, поэтому пришла идея написать по локациям этого фильма статью.
На заглавном фото и кадре из фильма изображена вилла Поля Пуаре, здание расположено в коммуне Мези-сюр-Сен (Мези-на-Сене или Mézy-sur-Seine), что северо-западнее Парижа на 43 км.
Здание построено в 1921-1925 годах, архитектором выступил француз Роберт Малле-Стивенс. Сам заказчик был по профессии модельером, то есть искусство ему было не чуждым, и соответственно, он попросил построить все по последней архитектурной моде. В итоге, источники считают, что это здание построено в стиле ар-деко с элементами кубизма, хотя по мне это просто ранний модернизм.
Здание построено целиком из железобетона и расположено на склоне холма, здесь 25 комнат (неплохо так жил модельер) и несколько уровней.
Одной из фишек здания является просторный светлый холл с 7-метровыми потолками, объединяющий два уровня здания.
Сразу вспоминается фраза "истинное богатство - это не иметь большой дом, а иметь большой дом с большим свободным пространством ". Особо часто эта фраза всплывает у меня, когда мне показывают современные якобы элитные квартиры по 200-300 квадратов с потолками 3 м.
Но вернемся в 1920-тые, а там дела у модельера шли не очень хорошо и в 1929 году его модных дом закрылся и такую виллу понятнуть он уже не смог. В итоге, в 1930-м виллу приобрела киноактриса румынского происхождения Эльвира Попеску, которая наняла архитектора Поля Буайе, который немного преобразил здание в соответствии с модным тогда направлением ар-деко - streamline moden. По сути, просто добавил плавных линий и окон-иллюминаторов, таким образом здание стало немного напоминать какой-то футуристическую яхту.
Эльвира прожила долгую жизнь - целых 99 лет, и, в отличии от первого владельца, в этом доме она провела целых 55 лет, с 1930-1985 годы.
После отъезда хозяйки здание пришло в упадок, оно просто стояло и разрушалось, хотя в 1984 году здание было признано памятником архитектуры, в 1993 году Эльвира умерла.
В 1999 разрушающееся здание было выкуплено у наследников меценатом Лораном Брюном, под эгидой Французской национальной комиссии по историческим памятникам и Парламента Франции были проведены реставрационные работы, немного даже над интерьерами поработали. Сегодня сюда водят экскурсии, здесь проводят мероприятия и снимают кино.
Вторая интересная модернисткая локация появляется ближе к концу фильма.
Это жилой комплекс "Зубья пилы" (Les Dents de Scie), думаю, ясно почему такое название.
Комплекс таунхайсов построен в1931 году в коммуне Трапе (Trappes), что не сильно далеко от прошлой локации и чуть меньше 40 км. от центра Парижа.
Архитекторами комплекса выступили отец и сын Гюттоны (Henry Gutton André Gutton), здания предназначались для работников государственной железнодорожной компании, то есть социальное жилье.
В каждом доме по 4 жилых комнаты, опять же все дома полностью железобетонные.
Тогда,в 30-тых годах, перед архитекторами ставилась задача, чтобы жилье было функциональным и одновременно удобным для жизни, при этом, чтобы простой железнодорожник мог себе позволить платить арендную плату (те кто подумал, что там просто так рабочим дома раздавали, то это не так). А в итоге, получилось, что построили некое модернисткое подобие современных таунхаусов, даже расположение домов будто сделано под парковку "елочкой".
Ну и главным бонусом является еще внутренний садик с отдельным выходом, имеющийся у каждого дома.
Примечательно, что даже несмотря на то, что с 1992 года ЖК внесен в Дополнительный реестр исторических памятников, всякие инвесторы не раз уже пытались его снести и только самоорганизация жителей и деятельность местных градозащитников смогли эти попытки предотвратить.
И да, по-прежнему, жильцы здесь только арендаторы, земля и все здания принадлежат какой-то муниципальной компании.
Вообще в фильме очень много видов Парижа, но большинство из локаций хорошо известны, но есть еще пара локаций, которые пересекаются с моим статьями.
Вот, к примеру, здание универмага Samaritaine, построено в 1926-28 годах в стиле ар-деко по проекту Анри Соважа, про его я писал тут и тут.
А в качестве места для съемок гаража "Святых Моторов" использовался бывший цех компании Ситроен.
Правда, архитектурным наследием Ситроена это здание назвать сложно, ибо в 1919 году здание построено как цех по производству технических газов, в 1925 году архитектор Чарльз Найт (видимо американец) перестраивает здание и приспосабливает под производство автомобилей компании Форд. Только после 1949 года, наконец, здесь открывается производство Ситроен, в 2009 производство сворачивается, а сейчас там идет реконструкция под общественное пространство.
В общем, даже если кино не такое интересное, то можно присмотреться к архитектуре, что показана в нём)))