128 лет назад, 22 июля 1895 года, в городе Глубокое Виленской губернии Российской Империи (современная Витебская область Республики Беларусь) в семье учителя народной школы родился Павел Осипович Сухой – советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965 гг.). Мало кто знает о том, что в юности ему довелось «понюхать пороху» в окопах Первой мировой войны. Сегодня мы хотим напомнить читателям об этом эпизоде биографии прославленного авиаконструктора.
В 1915 году 20-летний Павел Сухой, успешно сдав экзамены, осуществил свою давнюю мечту и поступил в Императорское Московское техническое училище. Уже тогда его занимали мысли о небе, он безумно любил самолеты, посещал кружок воздухоплавания, руководимый выдающимся профессором, «отцом русской авиации» Николаем Жуковским. Тем временем набирала обороты Первая мировая война. Потери Русской императорской армии возрастали с каждым месяцем, значительная часть кадрового офицерства была выбита. В январе 1916 года был издан указ о мобилизации студентов младших курсов для обучения в школах прапорщиков по ускоренной программе.
Вскоре и Павлу пришлось сменить студенческий мундир на военную шинель. 18 апреля 1916 года студент Сухой был мобилизован и направлен во 2-ю Петергофскую школу прапорщиков, а в конце декабря 1916 года уже в чине прапорщика Павел Осипович отправился в действующую армию в 38-й пехотный запасной батальон Северного фронта. Впрочем, на тыловых позициях ему пришлось пробыть недолго: 17 апреля 1917 года прапорщик был назначен младшим офицером 2-й роты 733-го пехотного Дегмерского полка.
На передовой молодой офицер воочию понял, какие возможности в сражениях имеет авиация. Особенно когда в дело вступали «Ильи Муромцы» - выдающиеся для того времени четырехмоторные машины, способные поднять до тонны бомб. Павлу довелось увидеть, как «Илья Муромец» бомбил немецкие позиции и подавил несколько вражеских батарей. Он наблюдал за ожесточенным воздушным боем русского летчика на французском «Моране» с немецким пилотом на «Альбатросе». Павел видел слабые стороны русской авиации. Старенькие, больше похожие на этажерки самолеты не могли достойно противостоять более современным немецким воздушным машинам, и прапорщик мечтал построить такой самолет, который бы мог дать бой — равный бой! — любому врагу. Его желание посвятить свою жизнь самолетостроению, прежде всего военному, отныне становится главной целью его жизни.
Однако пока Сухого назначили офицером в пулеметную команду, вооруженную пулеметами «Кольта», с которой он принимал участие в схватках с немцами, зарекомендовав себя смелым и мужественным воином. Особенно кровопролитным был упорный бой 8 сентября 1917 года на Якобштадтском плацдарме. Немецкие части, наступавшие на этом участке, поддерживались аэропланами, главной задачей которых была корректировка стрельбы артиллерии. 733-й Дегмерский полк понес большие потери, 11 сентября был отведен в тыл, а в декабре передислоцирован в Ржев.
Во второй половине декабря заболевший туберкулезом Павел Сухой получил отпуск для поправки здоровья. Вернуться в родную часть ему больше не довелось: подписанный 3 марта 1918 года Брестский мирный договор фактически положил конец старой Русской армии. Пройдет несколько десятилетий – и на вооружении новой Советской Армии появятся грозные боевые самолеты, созданные талантливым конструктором Павлом Осиповичем Сухим.
В нашем музее на открытой площадке вооружения и военной техники представлено несколько боевых самолетов, созданных в КБ Сухого. В том числе: истребитель-бомбардировщик СУ-7Б образца 1958 года, на котором летал будущий летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.А. Джанибеков во время обучения в Ейском авиационном училище, а также истребитель Су-15 ТМ, основной истребитель-перехватчик Су-27, фронтовой бомбардировщик Су-24МР, бронированный реактивный штурмовик Су-25 «Грач».