Подумаешь, кто-то задел до глубины души! Подумаешь, унизил! Подумаешь, облил с ног до головы желчными оскорблениями! Да каждый, что хочет, то и говорит… Такой вот у человека характер! Его не перекроишь, не перевоспитаешь… Терпите! Вот только долго ли придётся терпеть?
В литературном мире хорошо известна история про неотправленное письмо Гоголя Белинскому.
Белинский написал критическую статью на публицистический сборник Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», в котором красной нитью прошла религиозность, внезапно пробудившаяся в писателе после болезни. Ну а на Белинского религия действовала как красная тряпка на быка. В том произведении немало было и других моментов, которые крайне разочаровали критика. Разумеется, Белинский написал достаточно жёсткий отзыв на книгу Гоголя, перевернув с ног на голову многое из того, что сказал автор в своей книге.
Гоголь написал Белинскому письмо, в котором попытался опровергнуть заблуждения критика, призвал посмотреть на произведение иным взглядом, не затуманенным гневом. Затем писатель получил от критика весьма развёрнутое послание, написанное достаточно резким тоном и кишащее довольно хлёсткими личными оскорблениями. Вот небольшая выдержка из того письма:
«Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов - что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною... Что Вы подобное учение опираете на православную церковь - это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью?»
На это хлёсткое письмо Гоголь написал тоже довольно пылкий и даже гневный ответ. В своём письме он кое-что предсказал Белинскому: «Вы сгорите, как свечка, и других сожжёте!» После чего, немного подостыв, Гоголь передумал отправлять это послание и вроде бы разорвал его, но не сжёг. Вместо того написал относительно деликатный ответ, в котором не было никаких проклятий, но в то же время он ясно дал понять Белинскому, что никто из них не всеведущ.
Однако пророчество, написанное в неотправленном письме, исполнилось. Не прошёл и полный год, как Белинский скончался от тяжёлой болезни. И болел он не абы чем, а чахоткой. Согласно воспоминаниям знакомых Белинского, в пылу полемики он начинал задыхаться и у него из горла лилась кровь. Видимо, немало он успел попить крови других авторов, немало обронил желчных слов, что сам начал задыхаться и захлёбываться собственной кровью.
Здоровье Белинского всегда оставляло желать лучшего. Когда он писал оскорбления в адрес Гоголя, он уже был болен, давно страдал чахоткой и не только. Но именно летом 1847 года, когда состоялась та роковая переписка с Гоголем, болезнь начала стремительно прогрессировать, ему пришлось активно бороться за жизнь. Все попытки лечения были тщетными. Он лишь окончательно разорился, утратил трудоспособность и умер погрязшим в долгах.
И это при всём при том, что в том своём письме Белинский, помимо оскорблений, хотя бы написал о былой симпатии и уважении к Гоголю. Но и то ему пришлось дорого заплатить! А как же дорого придётся платить тем, кто на пустом месте грубит, насмехается, газлайтит, клевещет, сознательно пытается задеть побольнее, унижает собеседника как личность или без всякого уважения разносит в пух и прах то, во что человек действительно вложил душу, на что потратил много усилий?!
Понятное дело, что хейтеры даже на пустом месте намеренно провоцируют склоки, чтобы подпитаться негативными эмоциями. Вот только дорого стоит такое питание!
Возможно, они чувствуют себя победителями, когда им не отвечают. Однако даже неотправленное письмо может нанести сокрушительный удар.
Вот почему стоит соблюдать хотя бы элементарные правила вежливости. Они существуют не для красоты… Между правилами вежливости и правилами безопасности можно поставить знак равенства. Нарушил чьи-то границы, залез на чужую территорию, думал поживиться — а оказался на внезапно проснувшемся вулкане. Перешёл на чью-то личность — а личность оказалась не только согревающей, но и обжигающей.
Некоторые слова по силе не уступают поступкам, поэтому за них приходится отвечать.
Мария Рунич