Найти тему

141 год со дня рожденя Д. Д. Бурлюка

21 июля 1882 года родился Давид Давидович Бурлюк — художник и поэт, одна из самых ярких фигур русского авангарда, соратниками которого были В. В. Хлебников, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц, В. В. Маяковский, Е. Г. Гуро. Среди участников группы кубофутуристов было много художников: уроки рисования брали В. В. Каменский и В. В. Хлебников; Д. Д. Бурлюк, Е. Г. Гуро, А. Е. Крученых и В. В. Маяковский имели профессиональную художественную подготовку. Давид Давидович начинал учиться рисованию в Одесской художеств вместе с Грековым, Сориным, Лаховским, Анисфельдлм, Альтманом, Шиллинговским и Бродским, воспоминания которого о семье Бурлюка мы сегодня и публикуем.

Исаак Израилевич Бродский (1884–1939)
Портрет Л. Д. Бурлюк
1906
Бумага, итальянский карандаш
НИМ РАХ
Исаак Израилевич Бродский (1884–1939) Портрет Л. Д. Бурлюк 1906 Бумага, итальянский карандаш НИМ РАХ

«Лето я проводил интересно: чаще всего с компанией товарищей уезжал в деревню, откуда мы привозили много интересных этюдов. Вспоминаю, как я, Греков, Колес­ников и Орланд гостили у Бурлюка, отец которого работал управляющим имением «Золотая балка» князя Святополк-Мирского. Бурлюк в те годы не был футуристом, к искусству относился серьезно, был очень трудоспособен, работал без отдыха с утра до ночи и в этом отношении ока­зывал на нас хорошее влияние.

В доме у Бурлюков мы чувствовали себя превосходно. Это была замечательная, очень дружная семья, в которой все жили интересами искусства. Родители Бурлюка всячески поощряли нас, гостивших у них молодых художников, делая все для того, чтобы мы могли с наибольшей пользой провести лето. Мне хорошо запомнилась мать Бурлюка, необычайно отзывчивая, хорошо понимающая искусство, очень тонкая и одухотворенная натура, стремившаяся привить своим детям настоящую художе­ственную культуру, которой она сама была наделена в высшей степени.

Отец Бурлюка, удивительный здоровяк, внешностью напоминавший одного из репинских запорожцев, занятый всегда делами, все же находил время, чтобы провести его вместе с нами. По его распоряжению, когда мы собирались на дальние этюды или на охоту, нам предоставлялись лошади, и вообще для нас делалось многое, быть может, больше, чем это следовало. Так, например, однажды, когда человек двадцать кре­стьян возвращались с полевых работ, мы начали писать этюд с этой группы, и устав­шие от тяжелой работы люди позировали нам в течение двух часов».
Исаак Бродский. Мой творческий путь.

Исаак Израилевич Бродский (1884–1939)
Портрет Л. Д. Бурлюк
1906
Холст, масло
НИМ РАХ
Исаак Израилевич Бродский (1884–1939) Портрет Л. Д. Бурлюк 1906 Холст, масло НИМ РАХ

«В 1902 году летом в «Золотую Балку» я поехал, вооружись уже холстами большего размера и мастихином. Здесь без конца рисовал этюды сельских поселян. Этого года мои работы уже были художественно интересны, жаль, что они все пропали.
Весной у меня гостили Исаак Бродский, Мартыщенко, Орланд, Овсяный; моя сестра Людмила, запершись в отдельной комнате, раздевала крестьянских девушек и писала с них этюды в натуральную величину. Загорелые бронзы тел, крепкие «осторожные» ноги деревенских венер. Мы завидовали ей.»

Давид Бур­люк. Фраг­мен­ты из вос­по­ми­на­ний футуриста.