Стабильность, ответственность и надёжность – главные спутники успешного предприятия. И эти качества должны быть не только у владельца бизнеса и его компании, но и у партнёров-поставщиков.
Как на старте определить, с какими поставщиками стоит заключить контракты? По каким критериям можно определить надёжность и долгосрочность совместной работы с поставщиком? На какие red flags стоит обратить внимание при поиске поставщика? На связи команда Alliesverse – платформы для управления бизнесом – и мы предлагаем найти ответы на эти вопросы вместе.
Как на старте определить, с какими поставщиками стоит заключить контракты?
Чтобы найти партнёра для бизнеса, сначала нужно понять, что вы хотите от него получить. Определите потребности и задачи своего бизнеса. Составьте список потенциальных поставщиков, которые подходят под вашу нишу. А затем пересмотрите его с учётом возможностей бизнеса.
Например, вы планируете открыть цветочный магазин в городе-миллионнике. Ваш стартовый капитал составляет 600 000 ₽. Задача вашего бизнеса на старте: ежедневная продажа цветов на конкретную сумму, которая будет помогать окупать затраты на открытие в минимально возможные сроки. Потребности вашего бизнеса на старте: регулярная поставка качественных цветов для продажи.
Потянулась рука к заказу эквадорских роз? Остановитесь и вспомните про возможности вашего юного бизнеса. 600 000 ₽ – это минимальная сумма для открытия небольшого цветочного магазина в крупном городе. И в этот стартовый капитал входят десятки затрат: от дизайна логотипа до зарплат персоналу. Поэтому замахиваться сразу на дорогие цветы не стоит.
Даже если вы сэкономите на других составляющих и сможете оплатить их покупку и доставку, то после всех жертв не захотите ставить низкую или среднюю цену за один цветок. А клиенты не готовы покупать дорогой товар в малознакомом месте. Так что окупаемость бизнеса в такой ситуации будет идти гораздо медленнее и болезненнее.
По каким критериям можно определить надёжность и долгосрочность совместной работы с поставщиком?
1. Мнения коллег по цеху и отзывы в сети.
Самый красноречивый показатель - репутация среди клиентов. Найдите и вступите в профильный чат и спросите «досье» на претендента-поставщика. Или сделайте это в комментариях профильного сообщества. Для анонимности можно использовать «левый» профиль.
Примеры чатов:
Также можно поискать кандидата в онлайн-каталогах российских и иностранных поставщиков:
2. Соответствие товара и бизнес-коммуникации вашим представлениям и ценностям.
Это требование относится не только к товару поставщика, но и ко всему бизнес-подходу в целом.
Постарайтесь задать пару «прощупывающих» вопросов о негативном опыте работы с другими партнерами, размере производства, отношении к сотрудникам и пр. Важно соблюсти баланс неформальности коммуникации, чтобы это не было похоже на допрос.
Вернёмся к примеру с цветочным магазином. Вы нашли по отзывам коллег качественные цветы у надёжного поставщика по приемлемой цене. Но в производстве используются неэкологичные материалы. А один из запланированных столпов вашей компании - экологичность. Значит, несмотря на хорошую характеристику, с этим поставщиком вам не по пути. Идите дальше, ибо для долгосрочного взаимовыгодного партнёрства совпадение корпоративных культур очень важно.
3. Показатели КПД и сохранение качества товара.
Бизнесу нельзя тормозить и подводить клиентов, которые доверяют. Поэтому и в качестве поставщика нужен тот, кто будет работать эффективно даже при большом объёме текущих заказов. При этом качество товара не должно ухудшаться. Уточните возможности ваших потенциальных бизнес-партнёров, изучите их самые крупные кейсы и провальный опыт. Это поможет вам предположить и оценить возможные риски.
4. Финансовая стабильность и ответственный подход к контролю процессов.
Какие гарантии может дать вам поставщик для долгосрочного сотрудничества? Насколько доступна информация о финансовом состоянии компании? Как происходит контроль производства товара на всех этапах? На эти вопросы важно узнать ответы у поставщика, с которым вы планируете работать.
Помочь с проверкой ваших будущих партнёров на надёжность поможет Сбербанк и его услуга «Проверка контрагентов по официальным источникам»: www.sberbank.ru/ru/s_m_business/nbs/sberrating/spk. Они просматривают компании по данным ФНС, ФАС, Росстата и ещё 17-и государственных источников.
Бонусный лайфхак: ходите на профильные мероприятия! Ничто не заменит личную коммуникацию. А еще оффлайн можно предметнее оценить товар и наглядее сравнить поставщика с его конкурентами. Ярмарки, выставки и конференции по теме бизнеса и продаж вам в помощь. Отслеживать их можно на сайтах:
Универсальные:
Москва:
Питер:
На какие red flags стоит обратить внимание при поиске поставщика?
🔗 Несоответстие декларируемых цифр данным из официальных источников. Откровенные преувеличения, например, производственных мощностей, расхождение этих данных с официальными, а главное - неспособность это внятно обосновать – не просто звоночек, а настоящий колокол о том, что с таким «бизнес-партнёром» вам по пути только в суд.
🔗 Отказ в предоставлении информации о качестве товара и об этапах производства. «Честное слово, мамой клянусь» – аргументация не для большого и даже не для малого бизнеса. Если поставщик не может документально подтвердить качество своего товара и предоставить описание этапов его изготовления, значит, риск получить некачественный заказ возрастает.
🔗 Отсутствие отзывов в целом или наличие только положительных оценок. Наличие небольшого количества нейтральных и негативных отзывов за всю историю работы компании – это нормально. Честные и открытые предприниматели не боятся говорить о своих неудачах и реагируют на критику клиентов. Если в сети вы видите только хвалебные отзывы, то велика вероятность, что комментарии писали на заказ.
Теперь вы знаете, по каким критериям можно определить надёжность будущего поставщика. Давайте подытожим прочитанное.
- Определяемся с потребностями и задачами бизнеса, а затем оцениваем его возможности.
- Составляем список потенциальных поставщиков и спрашиваем отзывы у коллег по цеху.
- Смотрим на отзывы, показатели КПД, нюансы производства, качество товара, финансовую стабильность, уровень контроля за производством и корпоративную культуру.
- Следим, чтобы не было проблем с официальной документацией.
- Определяем топ-лидеров среди списка потенциальных партнёров и начинаем переговоры.
Сохраняйте статью, чтобы не потерять перечень основных критериев надёжного поставщика, и подходите к процессу заключения профессионального "брака" грамотно.