Найти в Дзене
Оксана Фарфоровна

«Царизм». Фарфоровая фабрика Попова

Сегодня я сделаю первую попытку познакомить вас с фарфором периода «царизма». Тема мной ещё плохо изучена, но процесс идёт.
Нет, не о Товариществе Кузнецова или заводе Гарднера пойдёт речь. Так или иначе, с ними знакомы многие любители фарфора. Я хотела бы показать фарфоры фабрики Алексея Гавриловича Попова. Алексей Гаврилович был купцом первой гильдии. В 1811 году прикупил заводик у Карла Мелли, который ранее был комиссионером как раз гарднеровской фабрики. Вместе с заводом ему достались и наработки. Волна безграничного энтузиазма накрыла нового владельца, поэтому к 1815 году предприятию удалось достигнуть совершенства в фарфоровых изделиях и особенно в росписи. До самой кончины Попова предприятие процветало. Алексей Гаврилович не хотел копировать заграничные изделия, а стремился к своей стилистике. В газете писали, что новые наработки «делают честь вкусу фабриканта». Вся выпускаемая продукция была очень разнообразной. Он не зацикливался на чём-то одном. И самое главное - были вариан

Сегодня я сделаю первую попытку познакомить вас с фарфором периода «царизма». Тема мной ещё плохо изучена, но процесс идёт.
Нет, не о Товариществе Кузнецова или заводе Гарднера пойдёт речь. Так или иначе, с ними знакомы многие любители фарфора.

Я хотела бы показать фарфоры фабрики Алексея Гавриловича Попова.

Алексей Гаврилович был купцом первой гильдии. В 1811 году прикупил заводик у Карла Мелли, который ранее был комиссионером как раз гарднеровской фабрики.

Вместе с заводом ему достались и наработки.

-3

Волна безграничного энтузиазма накрыла нового владельца, поэтому к 1815 году предприятию удалось достигнуть совершенства в фарфоровых изделиях и особенно в росписи. До самой кончины Попова предприятие процветало.

Алексей Гаврилович не хотел копировать заграничные изделия, а стремился к своей стилистике. В газете писали, что новые наработки «делают честь вкусу фабриканта».

-5

Вся выпускаемая продукция была очень разнообразной. Он не зацикливался на чём-то одном. И самое главное - были варианты попроще, более доступные населению, и для богатых клиентов.

Например, его завод предлагал потребителям так называемую «трактирную» посуду: грубую, прочную и дешёвую.

Другой особенностью завода были формы ручек. Часто использовались крылья или изображения птиц.

На изделиях для богатых покупателей на посуде совсем не оставляли пустого пространства.

Мастера полностью покрывали фарфор узорами, орнаментами, ярким цветным крытьем или сюжетами.

-11

Но после смерти купца завод перешёл под управление к незамужней дочери Татьяне, а там и крепостное право отменили...

Словом, обстоятельства не способствовали процветанию предприятия. И все труды, что от всей души вложил Алексей Гаврилович, были растеряны...

Завод переходил из рук в руки. Не нашлось грамотной управляющей руки, которая была бы способна снова запустить фарфоровую красоту.

-14

В 1875 году последний владелец купец Фомичев распродал рецепты и остатки красок братьям Корниловым, а формы достались заводу Иконникова.

-15

Так и закончилась фарфоровая история фабрикантов Поповых, а их уникальная посуда и статуэтки теперь выставляются в музеях и хранятся в частных коллекциях.

-16

Иногда можно встретить на аукционах. Стоимость иногда астрономическая. Но тут нет ничего удивительного.

У фарфора Поповых есть свои особенности. Главная из которых - художественный декор. Немного с английским настроением.
А мастера фабрики первыми получили синюю и каштаново-коричневую эмали!

-18

Как по мне, так фабрика Алексея Гавриловича даже превосходит Императорский завод по красоте и оригинальности форм.

И не одними кузнецовами и гарднерами славился дореволюционный фарфор. Поэтому продолжение следует :)

Благодарю за внимание!

Ваша,
Оксана Фарфоровна