Bramble: the Mountain King на данный момент моя главная инди-сенсация года. История про маленького мальчика, который должен спасти свою сестру от существ скандинавского фольклора, отлично балансирует между незаурядным платформером наподобие Limbo или Unravel и классическим фолк-хоррором. Маленькая студия с небольшим, в рамках индустрии, бюджетом смогла выдать пускай и короткое, но насыщенное, красочное и запоминающееся приключение. Игра ловко переключается с мимимишных ежиков на задосжимающие моменты с Пестой, подкрепляя это красивым саундтреком, вдохновленным национальной шведской музыкой.
Но больше всего меня порадовало то, с каким трепетом разработчики отнеслись к мифологическим существам и с какой плотностью они населяют игру. Всем любителем скандинавской мифологии авансом рекомендую попробовать эту игру, ведь на прохождение достаточно и одного вечера, а еще игра раздается по подписке от Microsoft. А для всех, кто уже прошел Bramble: the Mountain King, я расскажу, какие легенды скрываются за персонажами игры и то, на что вы изначально могли и не обратить внимание.
Из легенд скандинавского фольклора
Все мифы и легенды любого фольклора появлялись, как правило, из-за неспособности людьми объяснить те или иные явления. Такие составляющие, как духи природы, божества и ритуалы могут быть похожими от региона к региону, но скандинавская и германская мифологии выделяются на фоне остальных. Из-за суровости условий, в которых проживали народы, их мифология выделяется крайней мрачностью и жесткостью. Именно такую атмосферу старались передать разработчики из Dimfrost Sudio. Игра не чурается показывать насилие и жестокость во всех ее проявлениях, а сказочные локации населяют гротескные существа.
Это могут быть маленькие феи, эльфы или гномы, знакомые всем по сказкам. На болотах можно встретить темных мюлингов — заблудшие души несчастных детей. Но больше всего в игре персонажей, каноничных для фольклора и шведских легенд. О них сейчас и пойдет речь.
Луктгуббен (Lyktgubben)
Это персонаж в скандинавской фольклорной традиции, в основном распространенный в Швеции. Он является светящимся духом или сущностью, которая часто описывается как маленький, светящийся мужчина или старик, носящий фонарь или светильник. Иногда он описывается как душа, застрявшая между раем и адом и бесцельно бродящая по старым тропам.
А вот в игре это большущий тролль, любящий книги, который больше похож на троллей с иллюстраций Йона Бауэра (John Bauer). Пару раз он вывел героя из темного леса и из лабиринта сознания.
Тролли
Мифы и сказки о троллях хорошо известны во всех скандинавских странах и даже за их пределами. В Швеции и Финляндии чаще всего встречаются маленькие лесные тролли, похожие на троллей из «Холодного Сердца». В Норвегии и Исландии чаще встречаются огромные горные тролли.
Несмотря на то, что тролли большие, жестокие и злобные, они не очень умны, и сказочному герою (или героине) обычно удается перехитрить тролля. Как правило, ему удается обманом заставить тролля остаться на улице до тех пор, пока солнце не взойдет и не превратит тролля в камень.
Подобную тактику использует и Олли . Он ослепляет тролля волшебным камнем и тот окаменевает. В отличии от других фэнтезийных игр, где тролли — это зачастую обычный противник, ну или мини-босс, в Bramble тролли — великаны на манер боссов из Shadow of the Colossus. Главный герой несравненно маленький и беспомощный перед ними. Лучшая тактика — убегать и прятаться. Таких великанов можно увидеть в «Охотниках на Троллей». И классическим троллям лучше никогда не знать об одноименном мультфильме)
Наккен (Näcken)
У Bramble: the Mountain King волшебный, чарующий саундтрек. Поэтому никак не ожидаешь, что в начале очередной инструментальной композиции у тебя отнимут контроль над главным героем. У каждого, кто хотя бы немного знаком с германскими сказками или смотрел четвертого Шрека, в голове может возникнуть ассоциация с известным Гамельнским Крысоловом. По одной из трактовок, город Гамельн (Хамельн) захлестнуло нашествие крыс, и однажды на пороге замка появился бродячий музыкант, который пообещал избавить город от грызунов за баснословные деньги. Горожане согласились и музыкант с помощью волшебной флейты увел и запечатал крыс в горах. Но по возвращению ему отказались выплачивать всю сумму. В ответ на жадность музыкант сыграл еще одну мелодию, но на этот раз вывел уже 130 детей
В игре уже не крысолов, а näcken, или более созвучный для наших ушей — Никс (или Наккен). Никсы — это духи воды в северно-европейском фольклоре, которые обитают в реках и озерах. Чаще всего существо изображается как молодой красивый музыкант, сидящий на берегу. Он играет на флейте или скрипке и приманивает таким способом зазевавшихся жертв.
Но иногда näcken принимал образ белого коня или лодки, и как только в путник забирался на спину или садился в лодку, то никс утягивал его на дно.
В игре näcken был талантливым юношей, над которым смеялись все в его деревне, кроме одной единственной девушки. Ей всегда нравилась его музыка. После очередной издевки у юноши сдали нервы, и он начал играть на скрипке запрещенную мелодию, заставляющую всех танцевать. Даже когда ноги людей стерлись до костей и их трупы уже лежали на земле, они продолжали двигаться в танце. Когда музыкант закончил свою песню, он обнаружил, что его любовь тоже мертва. Убитый горем он отнес тело девушки к озеру и там продолжал играть свои жалостливые песни, приманивая жертв. Вот такой Гамельнский Водяной.
Забавная деталь, реализованная дизайнерами: во время побега от монстра персонаж должен прыгать по кувшинками. На шведском языке кувшинка очень похожа на näcken — «Näckrosor» или «Näckrosblommor». Во многих легендах именно кувшинкам приписывают магические свойства, которыми наделены озера и никсы в них.
Песта (Pesta)
Самый спорный для меня момент в игре — эпизод в рыбацкой деревне. В ней, по сюжету, после охоты на ведьм случилась вспышка чумы. Каждую ночь появлялся новый зараженный, а под утро он умирал. И каждый раз за окном люди видели старуху с граблями — Песту (Pesta). В скандинавской мифологии она — персонификация эпидемий, морока и чумы. Чаще всего описывается, как страшная, седая старуха с граблями или вилами. Страшная — не то слово. Я давно так не пугался, как от сцен с этой каргой. Хотите потрепать себе нервы — попробуйте пройти этот эпизод ночью в наушниках.
Песта олицетворяет не только физические болезни, но и психологические волнения в обществе, массовый страх от бедства или смерти также может стать причиной возникновения старухи.
Единственный диссонанс возникает, когда понимаешь, что в игре она стала причиной зомби-эпидемии. И ладно бы это были каноничные драугры, знакомые всем игрокам в Skyrim. В «Саге о Вальсунгах» главный герой, Сигурд, приходит на кладбище и видит группу воинов, погребенных вместе со своими оружием и лошадьми. Под воздействием магической силы герой пробуждает воинов из их сна, и они восстают, готовые к сражению.
А в игре нас ждет The Last of Us со скандинавскими щелкунами. Очень выбивает из настроения
Скогсра (Skogsrået)
Забирает приз зрительских симпатий и награду от меня в номинации «Лучший саундтрек для босс-файта».
Skogsrået обычно описывается как прекрасная женщина с длинными волосами, одетая в одежду, сделанную из листвы и цветов. Она обладает магической красотой и привлекательностью, которые позволяют ей обольстить людей. Однако у нее есть особая черта — задняя сторона ее тела может быть полностью пустой или полой, как у дерева. Skogsrået считается хранительницей леса и животных, и ее присутствие связывается с покровительством природы. Она может помогать или наказывать тех, кто несет вред лесу или нарушает его равновесие. Она также может являться судьей, разрешающей споры между людьми и животными.
В игре она превращалась в молодую темноволосую девушку и уводила мужчин из ближайшей деревни. Так продолжалось длительное время. Жители объявляли охоту на всех темноволосых девушек, а в конце убили даже всех женщин в своей деревне.
Ближайший игровой родственник этой скандинавской дриады — спригган из The Elder Scrolls, они также имели антропоморфную форму, могли управлять силами природы и содержали в себе древесное сердце, поразив которое, можно было их прикончить.
Тува и Лось
Заимствование образов разработчиками не ограничивается общей мифологией. Иногда они переносят в игру образы из конкретных сказок и легенд. После травмирующей встречи с наккеном, Олли попадает к лесному озеру, на берегу которого сидит маленькая девочка с длинными белыми кудрями. Эта девочка Tuva — персонаж из «Скакзи про Лося Скакуна и Принцессу Осоку». В ней, юная принцесса встретила величественного лося. Она упрашивала взять ее с собой и показать мир. Лосю так понравилась принцесса, что он не смог ей отказать и увез с собой в сказочный лес. В самом начале он наказал ей никогда не отпускать его рога, чтобы не происходило. Но принцесса не послушалась его: сначала эльфы украли у нее корону, затем лесная ведьма стащила ее белое платьице, а в конце она уронила свое ожерелье в заколдованное озеро с черной водой. Так она и осталась сидеть у озера, в надежде найти свое ожерелье. В конце легенды девочка превратилась в цветок осоки, а в игре она спасла главного героя.
Лося тоже можно увидеть в игре, он стоит недалеко от озера, у которого сидит Тува.
Сказочный мир Йона Бауэра
Вы могли заметить, что выше я уже несколько раз упоминал Йона Бауэра и показывал вам его работы. Кто это такой и чем он важен для сегодняшней игры?
В 1907 году в Швеции начинает выходить альманах «Среди Эльфов и Троллей». По сути это ежегодник, в котором шведские авторы печатали сказки и фольклорные истории. За время своего существования у книг сменилось несколько иллюстраторов, но самым известным по праву можно назвать именно Йона Бауэра. Иногда его называют «портретистом» скандинавского фольклора. Будучи художником альманаха с 1907 по 1915 год он создал ряд работ, которые и по сей день вдохновляют художников и разработчиков. К сожалению, он прожил совсем недолго. Йон трагически погиб со своей семьей в кораблекрушении в 1918 году. Но его картины до сих пор с нами.
Глядя на изображенных им героев и фантастических существ, невольно проникаешься темной атмосферой скандинавских сказок. Его хрупкие, в чем-то даже болезненные изображения людей меркнут перед гротескными мифическими существами. Будь то громадные лоси или тучные тролли.
Мы уже видели сегодня картины к «Сказке про Лося Скакуна и Принцессу Осоку» и «Мальчик и Тролли. Приключения». Так же упоминая достойна иллюстрация к «Даг, Дага и летающий тролль с небесной горы», на которой изображен тролль, подаривший свой образ для Лемуса — доброго каменного персонажа, помогающего Олли на протяжении истории.
Внешний вид главного героя тоже напоминает персонажей с иллюстраций Брауэра. Вот облик Олли, а вот персонажи сказок «Мальчик, который никого не боялся» и «Семь желаний».
В паре моментов разработчики цитируют художника напрямую. Его картины украшают стены спальни брата и сестры в начале и в конце игры.
Если изучать цифровой артбук, то можно увидеть, что в игру не попали еще пару образов, вдохновленные шведским художником. Например, громадный змей из «Девы в Замке из Розовых Облаков» очень похож на вырезанного босса.
Если вам понравились иллюстрации, которые вы увидели здесь, то настоятельно советую приобщиться к российскому изданию «Среди Эльфов и Троллей». Красочное, большое и стоит совсем недорого. Или если поискать, то можно найти pdf-версию, даже на официальном сайте издательства. А мы пока будем закругляться.
***
Я люблю игры, основанные на мифах и легендах, и не важно каким народам они принадлежат. Такие игры позволяют мне погрузиться в детство, во времена, когда меня захватывали сказки. Даже немного жалко, что игры чаще всего фокусируются на сеттингах древнегреческой или древнеегипетской мифологий, забывая скандинавскую. Да, у нас есть дилогия обновленного God of War, но в ней действия крутятся преимущественно вокруг божественного пантеона и высших существ. В ту же копилку подходящих по сеттингу, но не по настроению, Assassin’s Creed: Valhalla, Hellblade и The Banner Saga. А мне хочется видеть больше историй о приземленных троллях, домовых и духах природы. Из подобных могу вспомнить только доисторические игры про тролля Кузю (Хьюго), малоизвестную, но прекрасную Röki и чудесный мобильный платформер Oddmar. Если вы знаете еще подобные игры, то напишите их в комментариях. Будет интересно почитать. А также напишите: зашел ли вам формат с мифологией и хотели бы вы видеть аналогичные разборы к другим играм. Например к Hades или Assassin’s Creed Origins?
Автор: Дмитрий Епихин
Оригинал: Учим скандинавскую мифологию с Bramble: The Mountain King