По данным Росстата за 2021 год в РФ зарегистрировано:
-74500 детей и 141 000 подростков с заболеваниями нервной системы,
- 184000 детей и 66000 подростков с психиатрическими расстройствами и расстройствами поведения.
Рост количества детей-инвалидов с неврологической патологией за последние 10-15 лет составил 26 % (увеличение с 118000 до 149000). В структуре неврологической патологии по частоте причин для обращений отмечено, что на первом месте (около 40 %) находятся расстройства из группы нарушения поведения, на 2-м месте (около 20 %) – нарушения развития и формирования речи, когнитивные нарушения.
Сегодня собеседником Агентства стала Агафонова Лариса Владимировна , врач-невролог, реабилитолог. Лариса Владимировна расскажет, как на практике строится работа по амбулаторной нейрореабилитации в педиатрии.
Детская неврологическая патология обладает высокой коморбидностью (до 70% случаев), то есть наличием у каждого пациента более одного вида неврологической и психоневрологической патологии. В основной структуре причин инвалидности заболевания нервной системы находятся на 2-м месте после психиатрических расстройств и расстройств поведения.
Актуальность вопроса медицинской реабилитации детей с неврологической патологией не вызывает сомнения. По этой причине на сегодняшний день одним из основных приоритетов развития здравоохранения является необходимость совершенствования системы медицинской реабилитации, в том числе – детской нейрореабилитации. Отмечено, к примеру, что у 40% детей с перинатальным поражением центральной нервной системы (ЦНС) неврологические нарушения при своевременной и правильной реабилитации могут быть частично или полностью обратимыми.
Медицинская реабилитация детей осуществляется в три этапа, но зависит от сложности проведения медицинской реабилитации (уровня курации). Реабилитационные мероприятия в современных условиях должны быть системными, иметь этапный характер и осуществляться по принципу мультидисциплинарности. В этой связи распространено использование современного оборудования и технологий (виртуальная реальность, роботы, информационные технологии) и важное значение имеют индивидуальный подход и вовлечение в процесс реабилитации самого пациента, семьи и окружающих. Также, успех реабилитации у детей зависит во многом от взаимоотношений врача с ребенком и его родителями, очень важен настрой родителей.
При поступлении на реабилитацию каждый пациент осматривается мультидисциплинарной командой, в состав которой входят:
· педиатр;
· невролог;
· врач ЛФК;
· врач физиотерапевт;
· врач физической и реабилитационной медицины;
· психолог;
· ортопед (по показаниям).
Мультидисциплинарная реабилитационная команда (МРК) определяет индивидуальную программу реабилитации пациента, а оценка нарушенных функций происходит на основе Международной классификации функционирования. Определяется реабилитационных диагноз, реабилитационная цель и реабилитационный прогноз.
К основные методам реабилитации в контексте рассматриваемого вопроса, относятся:
· лечебная физкультура (индивидуальная или групповая);
· физиотерапевтические методики;
· кинезиотерапия;
· механотерапия;
· индивидуальная гидрокинезотерапия;
· нейропсихологические тренинги;
· различные виды массажа;
· обучение реабилитационным мероприятиям, разрешенным к применению в домашних условиях и многие другие.
Оценка эффективности проведения реабилитационных мероприятий проводится МРК с частотой 1 раз в неделю. В среднем курс составляет 14-16 дней. Выписываются пациенты с рекомендациями о повторной реабилитации через 6- 12 месяцев.
Записаться на консультацию специалиста по вопросам детской реабилитации вы можете через единые контакты Агентства:
http://oooasklepion.ru/
WA +7 (921) 558-27-30
ooo.asklepion@yandex.ru