Найти тему
Leeloo2525

Тяжёлые сюжеты – 6. Ken Follett’s The Pillars of the Earth

Оглавление
(В основном блоге эта запись опубликована 06.10.18)
(В основном блоге эта запись опубликована 06.10.18)

Описание

Игра основана на произведении Кена Фоллетта «Столпы Земли» и так же, как оно, разделена на три книги по семь глав в каждой. Больше всего она напоминает интерактивные фильмы от Telltale: есть моральный выбор и QTE. Но ещё это визуальная новелла с озвучкой, точнее даже, мультфильм: катсцены, пусть и интерактивные, могут длиться по 20–30 минут! (Во время них нельзя поставить игру на паузу и сохраниться.) В отличие от уже упомянутых игр, здесь и правда создаётся ощущение, что ты на что-то влияешь.

Сюжет растянут на 30 лет и разворачивается на фоне одного из самых тяжёлых периодов в истории Англии: борьба за трон после смерти Генриха I. Война, кровопролитие, нищета, голод, смерть — пусть всё это показано и не во всей своей ужасной красе, дабы сберечь психику игроков, но впечатление производит. Управлять предстоит поочерёдно несколькими персонажами, главные среди них — монах Филип, изгой Джек и принцесса Алиена. Немало препятствий им придётся преодолеть, чтобы сделать родной город вновь мирным и безопасным.

Впечатления без спойлеров

Я думала, что проведу за ней вечерок и забуду через пару дней, но эта игра гигантская. Часов 18 у меня ушло на одно цельное прохождение без переигрываний неудачно сложившихся сцен и получения оставшихся ачивок. Оторваться было трудно, на горизонте всегда маячило что-нибудь интересненькое — нераскрытая тайна или не терпящий отлагательств разговор персонажей, — но при этом пару раз приходилось делать вынужденные перерывы, чтобы уложить в голове увиденное или просто успокоить нервы.

-2

Историческая достоверность оставляет желать лучшего. Возможность развестись, старуха-лидер, торговка-негритянка… Пускай город Кингсбридж и выдуманный, но если он существует в этом месте и в этот исторический период, то ничего из перечисленного и многие другие вещи ни под каким предлогом не могут там взяться.

Я за то, чтобы не придумывали ничего нового на историческую тему, если не могут сделать это правильно. Не важно, так называемые цензурщики ли заставляют вплетать в сюжет инвалидов, геев и чёрных или сам автор не считает нужным хорошо знать историю. Если не видите в этом ничего плохого, спросите себя: а зачем это делается? Есть ли в этом смысл, которым цензурщики объясняют свою деятельность?

Из-за всевозможных допущений искажается представление зрителей о прошлом, истина ставится под сомнение и подменяется вымыслом, выгодным для определённых людей в данный момент. Например, мало кто в США сейчас знает о настоящей роли СССР во Второй мировой войне, ведь все новые исторические произведения вторят обманчивым зарубежным СМИ, мол, фашизм победили Соединённые Штаты, а русские ничего особого и не делали. Тупые американские фильмы популярны по всему миру, поэтому мозги запудрены и в других странах, в Польше вообще сносят памятники советским солдатам, которые ценой своих жизней освобождали Варшаву. Даже среди русских уже находятся те, кто ставит героизм советских солдат под сомнение, что не лезет ни в какие ворота. Запудривание мозгов толерантностью несёт такие же разрушительные последствия: люди делают неверные выводы о прошлом и совершают глупости в настоящем, становятся глупыми и легко управляемыми. Не только позорятся перед другими, повторяя ложь, но и своей безмозглостью подвергают опасности благополучие страны. Бывает неприятно вспоминать о том, каким в прошлом было положение определённых групп людей, ну и что с того? Дурацкая толерантность, вклинившаяся в повествование и противоречащая истории, этого не изменит. Разве сейчас чьи-то права ущемляются? Молчали бы уж. (На самом деле, да, ущемляются. Права белого гетеросексуального мужчины, сильного и умного, который знает многое лучше женщины, который не плачет и так далее. Но от этих персонажей во всех произведениях как раз старательно избавляются.)

К сожалению, толерантность вмешалась в The Pillars of the Earth настолько, что окунуться в атмосферу Англии XII века не получается. Это скорее похоже на современность, только с повальной бедностью и в декорациях Средневековья. Если ты женщина, спокойно кричи на принца, унижай его — тебе ничего за это не будет. Если не любишь мужа — не спи с ним и разводись, если хочешь. Если ты негритянка — получай образование и иди торговать шерстью, местные легко тебе доверятся. И нет ничего удивительного в человеке, потерявшем веру в тот период, когда сомнение в существовании Бога не могло никому даже в голову прийти. Ага…

-3

Всё это и многое-многое другое игре пришлось простить, ну или постараться не думать об этом, чтобы не злиться на автора книги и создателей этой игроизации. А всё затем, чтобы познакомиться с сюжетом, весьма неплохим в плане драмы. Персонажи хорошо прописаны, понятны их мотивы, и интересно, что они предпримут в дальнейшем. Лишних сцен практически нет, и даже излюбленный приём современных драм — возмущение зрителя вопиющей несправедливостью — вроде как логично объясняется выбранным историческим периодом. Одно естественно вытекает из другого, и на каждом этапе сюжета присутствует хотя бы небольшой, но «клиффхэнгер»: то кто-нибудь из героев обронит фразу, намекающую на важные события в прошлом, то у любимого персонажа появится цель, которую незамедлительно захочется исполнить, чтобы у него хотя бы ненадолго всё стало хорошо. И воплощено всё это так, что любой конфликт, любая маломальская тайна разжигает интерес.

В качестве обыкновенного неинтерактивного мультфильма всё это ощущалось бы совсем не так. Несмотря на мой скептический в этом плане настрой, сложившийся благодаря проектам всё тех же Telltale, эта игра показалась мне вариативной, словно от моих решений действительно что-то зависело. Не только какие-то фразы, но и события. Так как игра основана на книге, сюжет по определению не может поменяться коренным образом: например, если кто-то из ключевых персонажей умрёт, будет «Game Over», — так что развернуться с вариативностью здесь практически негде. Но подмечание другими героями моих решений не сводилось к банальным повторениям типа «А помнишь, в том разговоре ты ответил, что…», а заметно меняло отношение героев друг к другу, даже их поведение будто бы менялось в зависимости от того, что ты выбрал за другого персонажа. Наличие или отсутствие целых кусков сюжета зависит от того, что ты выбрал ранее.

У Telltale все эти различия были только у тебя в голове: к примеру, показывают тебе печального персонажа, и если ранее ты его расстроил, то в этот момент представляешь, что он печален из-за твоих слов, а если нет, то ищешь и находишь другую причину; внешне же никаких отличий в зависимости от принятого тобой решения нет. В The Pillars of the Earth твои решения подкреплены конкретными маленькими деталями. Однако я прошла игру всего раз и потому не уверена — возможно, что ни выбирай, злые так и будут злыми, а спокойные — спокойными. И всё же у меня было чувство, что персонажи меня слушаются, с ними происходит именно то, чего я ожидала, когда делала тот или иной выбор, и речи свои они подводят именно к тому, к чему хотела подвести я, когда выбирала конкретный ответ.

-4

Был только один эпизод, который мне не понравился, и не понравился сильно. Весь такой связный сюжет с понятно объясняемыми поступками героев вмиг разрушился, герои оказались идиотами, и история больше не производила на меня былое впечатление, как бы ни старалась потом вернуться в прежнее русло. В разделе со спойлерами я опишу это место. Я думала, зачем кто-то из авторов всё так испортил, и пришла к мнению, что без этого «поворота» предшествующие главы не связались бы с тем, что необходимо было вплести в сюжет в будущем. Возможно даже, что это было сделано всего лишь ради ещё парочки драматичных моментов, иначе герои были бы слишком счастливыми, по мнению автора.

Тем, кому понравилась Ken Follett’s The Pillars of the Earth (и всем остальным), я настоятельно советую почитать «Войну и мир», если она ещё не прочитана. Я читала первый том параллельно с прохождением игры и не могла не заметить некоторого сходства. В «Столпах Земли» много главных героев, нам то и дело дают управлять кем-нибудь новым, таким образом мы рассматриваем сюжет со всех сторон, почти ничто не ускользает от нашего внимания. В «Войне и мире» повествование так же перемещается от одного героя к другому, действующих лиц очень много, и перед нами во всех подробностях разворачивается не просто какая-то история, а практически целый мир того времени! Описания очень выразительные, герои живые, их мотивацию понятны, а происходящие события то и дело подкидывают пищу для ума.

В общем, хватит тупеть от современной зарубежной ерунды, вперёд читать «Войну и мир»!

Жизненные наблюдения

Нередко в связи с этой игрой люди сетуют на то, как тяжело раньше жилось. С этим не поспоришь, особенно тяжело людям пришлось в выбранный автором книги исторический период, ведь страну раздирала война, да и церковь сильно бушевала. Еды катастрофически не хватало, любой еды, народ был бы рад и чёрствой хлебной горбушке. Выдалась холодная зима — вымерло полгорода. Правитель ввёл дополнительный налог — будь добр отдать всё, что у тебя осталось, а если этого будет недостаточно, твой дом вполне могут сжечь в наказание. Простудился — считай, умер, потому что лекарств никаких тоже не было. Женщины рожали едва ли не каждый год, а из всех детей дай бог один выживет. Ни о каких страховках, дотациях и пенсиях никто и не мечтал. Но как-то выживали и находили немало радостей в жизни.

-5

А что сейчас? Людям живётся слишком хорошо. Вещи выбрасываются и заменяются не из-за поломки, а когда надоедят или просто испачкаются. Современному человеку трудно представить, как это — умереть от голода. Но он жалуется не меньше голодных бедняков, когда не удаётся купить к мясу кетчуп определённой марки. Или — ещё лучше — когда лень сходить за ним в магазин. Ещё громче жалуются, когда дорожают сигареты и алкоголь — вещи, не только не нужные для жизни, но и вредные. Просто исходят нытьём, когда им запрещают вместе с собой травить ещё и других. Жалуются на маленькую зарплату, при этом недавно купили второй автомобиль и ежегодно отдыхают за границей. Самое смешное, что они считают уместным ругать за все эти «беды» страну! А источник «бед» почему-то непременно находят в нынешнем правительстве. Отправить бы таких действительно в Англию XII века, ну, или — зачем далеко ходить — в любую другую современную страну. Не знаю, какая из них сейчас не погрязла в долгах и социальных проблемах, а в Сирии и на Украине вообще война идёт. Но куда им до России — здесь хуже всего, согласно некоторым балбесам. Потому что ночью нельзя купить пива, а в магазинах не торгуют известными американскими чипсами.

-6

К слову, у The Pillars of the Earth одно из самых глупых игровых сообществ, что я видела. Есть сообщества крутые и участливые, как у GTA 5, есть юморные, как у Cook, Serve, Delicious 2, есть замороченные, как у Meadow, есть детские, как у Knock-knock… Это зависит не только от целевой аудитории игры, но и от того, что игра собой представляет и как влияет на игроков. Например, онлайн-режим в GTA 5 — это мультиплеер, где любой другой игрок может оказаться читером, может безвозмездно помочь тебе или же обмануть, убить и обокрасть: нужно всегда быть начеку, действовать с умом, не щёлкать клювом и помогать хорошим людям. По крайней мере, русский сегмент форума перенял эти качества, по большей части там сидят сообразительные люди, коротко и по делу отвечающие на вопросы, да ещё изобретающие собственные схемы, как проще заработать виртуальных денег. Есть и глупые дети, которые покупают аккаунт Social Club с рук, не могут в него войти и спрашивают, почему такие-сякие Rockstar смеют их не пускать в игру, но таким быстро дают по носу и разъясняют, что к чему. А в «Столпы Земли», такое ощущение, играют одни избалованные восьмилетки, познающие мир по американским телепередачам. Каким-то образом мимо них проходит тот факт, что игра сделана по книге, и им не нравится, что основная сюжетная линия не меняется — ведь игра помечена тегом «Решения имеют последствия». Те же самые люди спрашивают, будет ли у игры продолжение. У игры, во всём повторяющей законченное произведение. Зато некто счёл нужным создать тему, где вместо «the Earth» в название игры вписал слово «Eternity» и на этом закончил — это такая «остроумная» шутка о схожести с названием другой игры. Вершиной бездумности сообщества для меня стал вопрос какого-то австралийца, как включить в игре субтитры. Эти люди будут удивляться неработающему телевизору, который не удосужились подключить к электросети.

Впечатления со спойлерами

СПОЙЛЕРЫ! Читать эту часть рекомендуется только в тех случаях, если вы эту игру уже проходили, или если проходить не собираетесь, или если каким-то волшебным образом спойлеры никак не повлияют на ваши впечатления от игры, которую вы когда-нибудь будете проходить.

Начать хочу с персонажа, который раздражает меня больше всего. Том Строитель. Он первый, кем нам дают управлять — ему досталась вступительная сцена, которой задаётся тон этого нелёгкого произведения. Но если в бедах многих других персонажей винить практически некого — природные катаклизмы, или нападение врагов, или просто особенности исторического периода, — то этот человек испортил себе и своей семье жизнь сам. Он помешан на камнях и строительстве, а постройка собора — то, ради чего он живёт. Его семье негде жить и нечего есть, его двое детей и беременная жена ночуют в лесу, спят на снегу, а он так мечтает построить собор, что ему всюду мерещатся его окна, арки, столбы — только об этом он думает и постоянно говорит. К тому же в этом положении они оказались лишь по его вине! Ему предлагали строить обычные дома, а он отказался, потому что способен на большее. Мне не верится, что так могло быть, это скорее тенденция современности — мужчина лучше будет сидеть без работы, чем подрабатывать на «неблагородном» месте, пока не подвернётся что-то получше. Но если не хочешь обеспечивать семью — не заводи её, живи впроголодь один, как сыч, пока не предложат работу, достойную твоей великолепной персоны.

В интернете смеются над тем, насколько Хэнк Хилл из «Царя горы» одержим пропаном, но по сравнению со страстью Тома Строителя это ничто. «Мы, строители, не из дерева скроены!» — говорит он своей рожающей жене и серьёзно добавляет, что не удивится, если она сейчас родит камень. «Городу нужны твёрдые, как камень, правила!» — вставляет он в разговоре с Джеком. И всё это с таким видом, будто он говорит самую умную вещь в мире. У него так чесались руки начать строить собор, что он вслух желал, чтобы собор Кингсбриджа кто-нибудь разрушил!

Ненавижу этого персонажа. По итогам эпилога он остаётся один не с двумя, а уже с тремя детьми, а бедная жена умирает, ни в чём его не обвиняя и даже поощряя напоследок его дурацкую мечту. Ну, да, ей-то теперь не важно, чем обернётся упрямость Тома, но детей бы, что ли, пожалела… Что первым делом делает Том, оставшись без жены? Бросает новорождённого в лесу под предлогом того, что его не удастся прокормить. Он даже не попытался о нём заботиться! История почему-то умалчивает о том, как на это отреагировали другие дети — Альфред и Марта. Что-то не верится, что они могли бы спокойно дать ему это сделать, такими темпами следующим брошенным мог стать кто-то из них. Через час как будто раскаявшийся Том возвращается за младенцем: «О нет, как я мог на такое решиться…» — сокрушается он, вероятно, рассчитывая, что ребёнок к этому времени уже умер от холода. Таким образом он и не выглядит бесчувственным монстром в глазах детей (он всего лишь ошибся, это была минутная… то есть часовая слабость), и не должен ухаживать за новорождённым. К счастью, младенца успел обнаружить и спасти монах.

-7

Это ещё не всё. Том, Альфред и Марта встречают в лесу изгоев — мать с маленьким сыном, которые давно живут в лесу и прекрасно с этим справляются, у них есть своеобразный домик со всем необходимым для выживания. Сын этот, Джек, часом ранее самостоятельно убил, разделал и закоптил оленя. Изгои дают троим городским неудачникам приют, кормят оленем — на самом деле, спасают от смерти. Когда же женщина-изгой предлагает Тому объединиться и искать лучшей жизни в городе, что отвечает спасённый Том? «Ну, не знаю, мне и своих голодных ртов хватает». (ノ_ <、)

Да уж, для меня этот персонаж оказался даже хуже самого злого злодея игры — Уильяма Хэмли. Тот хотя бы честно говорит о своих мотивах и намерениях. Если его оскорбляют, он не уходит с приторной улыбочкой, чтобы потом отравить обидчика или вонзить ему в спину нож, а так и говорит: «Я отомщу, вот увидишь! Сделаю то-то и то-то, а ты будешь горько плакать». Он убивает, мучает, издевается, у него какой-то пунктик на изнасилование, причём не важно кого — девочек, мальчиков, монахов. Он верит в Бога и боится Ада, но продолжает делать ужасные вещи, потому что епископ обещал отпускать ему все грехи, покуда Уильям исполняет его волю и сражается на его стороне. Этот епископ столько всего ему наговорил, что Уильям не просто не боится наказания, а уверен в правильности своего поведения. Каждый раз, когда этот персонаж появлялся на экране, мне становилось страшно за всех остальных. Постоянно приходилось одёргивать его другими персонажами: оставь прачку в покое, не приставай к монаху, хватит орать. Но надо отдать ему должное — даже будучи жирным, пьяным и испуганным, он остаётся таким резким, что мне только с третьего или четвёртого раза удалось его победить. Всё-таки не просто так его слушаются, как воин он чего-то стоит. Вон, и из Крестового похода живым вернулся (а я так надеялась на обратное).

-8

В это время Том, дорвавшийся до вожделенной работы, весь такой крутой каменщик и умелый строитель, несколько лет впустую тратит ресурсы, строя новый собор поверх старой крипты, заранее не проверив, выдержит ли фундамент эту конструкцию. Его, настоящего мастера своего дела, не заинтересовала трещина, прорезавшая стену старого собора и появившаяся в том же самом месте на новой стене. Это, наверное, Бог на что-то указывает, ерунда. Несмотря на опасную трещину, он приказывал продолжать строительство, и в один прекрасный момент стены обрушились. Он главный строитель этого проекта, он всю жизнь только о строительстве соборов и твердил, но всё же отнёсся к этой работе спустя рукава! Может быть, чтобы собор постоянно рушился и Тому всегда было что строить?

В одной сцене очень не понравилось, как повела себя мать Джека. Она несколько лет жила с сыном в лесу, называла его не иначе как «little cub», словно они дикие звери, и он — её зверь-детёныш. Вроде как всю себя она отдавала заботе о Джеке, его охране и обучению. «К людям не подходи, монахов вообще обходи за версту, сделаешь дело — сразу домой, будь осторожен», — то и дело наставляла она. Но стоило на горизонте появиться мужчине, как Джек сразу отметил в матери перемены: она стала дружелюбнее и разговорчивее. Потом вообще вдруг развернула своё мировоззрение на 180 градусов и сказала сыну, что в лесу больше жить нельзя, нужно социализироваться, и начнут они с того, что пойдут вместе с Томом искать работу в городе. Я до последнего надеялась, что она изображает само дружелюбие, чтобы воспользоваться Томом как мостиком в более удобный мир: всё-таки жить в нормальном доме, возделывать землю и шить, там, или стирать за деньги — немного лучше, чем обитать в лесу и охотиться, что, кстати, противоречило местным законам. Но в итоге Джек задаёт прямой вопрос: «Ты собираешься заводить с Томом детей?» — и она с нежной улыбкой ответила: «А что, если да?» А то, что ты ведёшь себя, как мартовская кошка.

-9

Невероятно, им мало детей? Трое несовершеннолетних при них и ещё один новорождённый теперь воспитывается монахами. Вообще-то в матери Джека я не сомневаюсь, она со своими навыками и волей прокормила бы и воспитала хоть десять детей, насчёт неё меня смущает лишь то, что их отношения с Джеком казались особенными, он был для неё единственным близким человеком и так должно было оставаться всегда, если бы женская природа не взяла своё. Но о чём думали Том с женой? Как-то бестолково заводить детей, если им будет нечего есть, а ведь их семья бедствовала давно. Да и неужели будет желание заниматься тем, что приводит к рождению детей, когда твой муж ведёт себя, как идиот, подвергает всю семью опасности и беспрерывно толкует о камнях?.. Ладно, о вкусах не спорят, но моё предположение — эти двое не знали, откуда берутся дети. Они думали, это Божьи дары.

Мне понравился Филип. Кажется, его мировоззрение наиболее близко к моему, и это если брать персонажей не только данной игры, но и многих других произведений. И это забавно, потому что он монах, а я не верю в Бога. В результате моего управления Филипом он тоже утратил веру. Возможно, он в любом случае это делает, что ты ни выбирай, но, когда эти слова по итогам главы появились на экране, это было похоже на шутку: настолько неверующая, что довела до атеизма монаха.

Было здорово играть за Филипа, беседовать с другими монахами, помогать с их проблемами. Эпизоды в монастыре — пожалуй, мои любимые. Это было так интересно — монастырь четыре года находился в упадке, а явился Филип, прямо сказал о существующих у монахов проблемах и сразу принялся их решать по мере сил. За него порой трудно было принимать решения — отчасти потому, что я мало знаю об этой войне за трон, а отчасти — потому что хотела сделать как лучше, но оба варианта сулили свои подводные камни. Например, к монастырю пришла огромная толпа людей, умоляющих приютить их. Монахи и сами уже давно питаются практически одной солёной рыбой, а тут ещё сотня ртов. У меня был выбор, принять их или отказать. Опять же, люди в любом случае бы были приглашены, за них вступился бы кто-нибудь другой, но я принимала это и другие решения честно, взвешивая все «за» и «против», и это было захватывающе. Часто хотелось посоветоваться с кем-нибудь ещё, очень уж важные это были решения. В ситуации с приютом беженцев я напрочь забыла, что в распоряжении монахов есть целая деревня, причём пустовавшая. Я просто подумала, что если каждый постарается, как Филип, то мы найдём для всех и место, и еду. Так и вышло, даже работу этим людям нашли. Этот поступок мне несколько раз припоминали.

-10

Вот ещё дилемма: какое изображение разместить при входе в новый собор — Судного дня или Райского сада? Я бы выбрала второе, но персонажи вложили в эти варианты странное, на мой взгляд, значение: Ад устрашает людей, и они не так сильно грешат, а Рай напоминает о Божьем милосердии. В той ситуации напоминание о милосердии выглядело бы как издевательство, Бог явно не заботится об этих умирающих от голода, холода и войны людях, но и пугать и без того измученный народ Адом не хотелось. Пришлось всё-таки выбрать Судный день, потому что люди глупые, и это в самом деле подействует отрезвляюще на тех, кто находится на грани совершения преступления.

У Филипа странное сходство с Дэвидом Духовны.

За Алиену тоже было интересно играть. Я против феминизма и в мирное время отыгрывала бы за неё другую роль, но её братец Ричард очень быстро пришёл в негодность, и принцессе пришлось взять всё на себя. Очень понравилась сцена с требованием у одного ужасного монаха украденных денег, было очень неожиданно увидеть Алиену в такой устрашающей роли. А ещё странно, что другого способа разрешить эту ситуацию в игре нет. Но оно и верно — с некоторыми людьми по-хорошему не получится, на них действует только сила. Когда Ричарду стало лучше, он начал проявлять непростой характер и слабую сообразительность, так что, опять же, Алиене пришлось решать проблемы самостоятельно — добывать денег, мирить братца с сослуживцем и так далее.

-11

Естественно, Алиена и Джек влюбились друг в друга, когда подросли. Проблемы начались, когда они решили никому об этом не говорить. Зато решили завести ребёнка! Или они тоже не знали, откуда дети берутся? Вся деревня видела, что на Алиену положил глаз Альфред, он даже вслух выражал желание жениться на ней, а он сын главного строителя, видный жених. Зря они держали свой роман в тайне, а если так, то не надо было заводить ребёнка же, ну!

Глава 14 — апофеоз этой глупости. Джек становится монахом, Алиена выходит замуж за Альфреда, Джек избивает его и попадает в монастырскую темницу, но сбегает оттуда и уплывает в Нормандию, а Альфред бросает Алиену, когда та рожает ребёнка от другого. Происходящее вводило меня в замешательство. Как будто этот кусок сюжета писал другой человек, обожающий без всяких оснований рушить всё, что старательно выстраивали до него.

Но обо всём по порядку. Из-за несносного поведения Джека и его вечных ссор с Альфредом (тот уже отошёл от их юношеских склок, повзрослел и стал спокойным, но Джек всё ещё питал к нему неприязнь) Том решил сделать его монахом. Джек ведь сообразительный, добрый, знает грамоту, и у него нет девушки, как все считают, — в глазах Тома и Филипа ничто не мешало ему стать монахом. Иного варианта ни в действиях Тома, ни у Джека не было — принимай сан и всё. Непонятно, почему Алиена спустила это на тормозах, нам показывают этих двоих намного позже — когда Джек уже привык к монашеской робе и даже смирился с новым положением. Никто об этом не говорит, и всех всё будто бы устраивает. В разговоре принцессы с Джеком я пыталась как-то поднять тему монашеского обета безбрачия, который парень не мог не принимать в расчёт, когда соглашался. Этой темы коснулись, но лишь после того, как Алиена сообщила о намеченной свадьбе с Альфредом. С человеком, который шпынял Джека несколько лет, которого он ненавидит. Конечно, не успевший ещё избавиться от подростковой горячности Джек напал на ни в чём не повинного Альфреда, и строгий Филип приказал заключить его в темницу. Монаху не пристало так себя вести, всё верно — пока он не остынет, его изолировали ото всех, а уже на следующее утро пришли бы к нему поговорить. Естественно, мать Джека не могла на это смотреть и помогла ему сбежать. Вернуться в монастырь и к Алиене он теперь не мог (со злости считал, что не мог), поэтому отправился узнавать о своих корнях в Нормандию. Всё снова пошло так логично и гладко, что тот взбалмошный кусок с принятием сана и женитьбой по расчёту кажется ещё более неуместным и инородным.

-12

В этот период было очень жаль Альфреда. Он изменился с тех пор, как мы видели его в первый раз, он старается, даже выдумывает, как улучшить для людей условия работы — придумал страховку. Ещё одна не существовавшая в то время вещь, но сейчас не об этом, мы понимаем, зачем её сюда приплели. Алиена всё время ныла, что нужно готовить (удивлялась, что это нужно делать каждый день… во что превратили героиню!), с мужем не спала, не пойми чем занималась, даже за ткацкий станок неохотно садилась. Выкачивала из Альфреда деньги для брата-рыцаря и растила внутри ребёнка от другого мужчины. Альфред заслуживал хорошую жену и нормальную семью, а получил… вот это. Он удивительно стойко снёс этот позор, они «развелись», и он ушёл от Алиены искать работу в другом городе.

Кстати, одержимость Тома строительством соборов передалась его сыну Альфреду и даже Джеку. Они, конечно, не говорили о камнях в каждом предложении, но оба стали строителями, оба загорелись мечтой строить соборы. Показался смешным момент, когда в разговоре Джека с Алиеной можно было выбрать, на что похожа обсуждаемая ситуация. Алиена сравнивала её с продажей шерсти, а Джек — с резьбой по камню. Видимо, у принцессы мир тоже сузился до размеров её профессиональной деятельности.

Правда, в игре показано, что Джек в трёх разных соборах занимается только одним: мусолит модильон, изображающий измученного старика. Судя по всему, у Джека с чего-то развился чрезмерный перфекционизм, и он не желает приступать к другой работе, пока его не удовлетворит выражение лица каменного старика. И ему не важно, что на строительной площадке полно работы, которой нужно скорее заняться и не выделываться, а модильоном в том состоянии, в котором он не устраивал Джека, был удовлетворён даже Том.

Конец у игры очень напряжённый, Филипа называют еретиком и собираются сжечь на костре, то есть проверить, не спасёт ли его Господь. Причём Филип написал целую книгу о том, что Бог никого не спасает на этих проверках, на смерть обречён любой — и грешник, и благочестивый, а всё, что выдают за чудесные спасения, подстроено церковью. Помимо этого, завершается ещё несколько сюжетных линий, концовка получилась тревожной и захватывающей.

-13

Ещё кое-что напоследок. В игре слишком деликатно демонстрируется суть торговли, нам даже самим два раза предлагают поторговаться в качестве продавца. Но игровые ситуации таковы, что при наилучшем исходе удастся получить едва заметную прибыль, а всё сказанное в защиту товара — правда. В жизни всё не так, и не важно, какой сейчас год. То, что людям втюхивают за 200 рублей, на самом деле стоит рублей 5, всё остальное — наценка. Описанию товара на упаковке верить зачастую нельзя, производители ищут лазейки и внаглую врут, иногда изобретая собственные слова и явления, лишь бы звучало внушительно. С играми то же — не стоят они денег, которые за них требуют в момент релиза. Я читала игровую инструкцию к торгу с покупателем и чувствовала себя дурой, потому что так не бывает, нас намеренно вводят в заблуждение во славу потребительства. Продавец работает не за крошечный процент от прибыли, просто вспомните, как торгуются на рынках, если когда-нибудь это видели: продавец с удовольствием снижает цену хоть на половину, умело сделав вид, что эта сделка принесёт ему чуть ли не убыток, хотя даже на этой продаже он получит приличную выгоду. Когда есть возможность подождать скидки или поискать альтернативу, за полную стоимость покупают товары только наивные и нетерпеливые. (Однажды я случайно поторговалась на рынке: вслух заметила, что похожие тапочки я могу купить на 50 рублей дешевле в магазине рядом с домом. Продавец радостно предложил купить его тапочки ещё дешевле.)

Я проходила игру без спойлеров и не заглядывала в ачивки, это сделало прохождение чуть интереснее. Играя за Филипа, затушила в соборе все горящие свечи, до которых смогла достать, потому что на дворе день, всё и так видно, нужно экономить, — и выскочила ачивка. Рассказала помощнику приора о вороватом монахе — появившаяся ачивка обозвала меня доносчиком. Пыталась убраться у епископа на столе, но не знала, куда положить взятые со стола вещи, и попробовала уйти с ними — новая ачивка назвала вороватым монахом теперь уже меня. Оказалось, в игре есть «накопительные» ачивки, для получения которых нужно выполнять определённые действия в нескольких главах, так что я ещё с ними намучаюсь, но оно того стоило.

Собор так и не достроили.