Найти тему
Реплика от скептика

Пикуль, В. Ступай и не греши. – М.: Транс-Ф, 1990

Фотография автора
Фотография автора

Я не слышала раньше об этой повести Валентина Пикуля, однако, в послесловии книги говорится, что это последнее произведение Валентина Саввича. Интернет же говорит, что это последнее законченное произведение автора. Сам писатель дал подзаголовок повести «Бульварный роман».

Как я поняла, и, опять же, как говорит интернет, произведение написано по материалам реального уголовного дела конца 19 века, в котором принимали участие известные обвинители и адвокаты.

Суть дела в том, что некая молодая мещанка Ольга Палем застрелила своего любовника, студента Александра Довнара. Хотела застрелиться и сама, но только ранила себя и осталась жива. Её судили, адвокатом у неё был Николай Платонович Карабчевский, который весьма проникся делом молодой женщины и так эмоционально произнёс на суде свою речь, что присяжные Ольгу Васильевну оправдали. Но Сенат решил, что за убийство приговор никак не может быть оправдательным, и её судили вновь, на этот раз признав виновной. В этом и заключается, судя по всему, уникальность данного судебного процесса: оправданного судили вновь.

Валентин Пикуль, заинтересовавшись этим делом, попробовал создать реконструкцию событий, чтобы понять характеры фигурантов этого уголовного дела, их мотивы.

Итак, Ольга Васильевна Попова (в девичестве Меня Мордковна Палем) родилась в Крыму в мещанской семье. Она росла смышлёной девочкой и очень красивой, красивой настолько, что уже с подросткового возраста на неё заглядывались все мужчины. Она решила креститься в православие, поскольку ей казалось, что таким образом она сможет получить более интересную жизнь, и её крёстным отцом стал генерал-майор, миллионер Василий Павлович Попов.
Вырвавшись из отчего дома и став теперь Ольгой Васильевной Поповой, девушка попыталась начать новую жизнь, но поскольку делать ничего не умела, происхождением благородным не обладала, то не смогла добиться ничего более удачного, как стать содержанкой богатого пожилого финансиста, одессита Василия Васильевича Кандинского (не родственника художника).

Ей повезло: её содержатель оказался человеком вполне порядочным: он ни в чём ей не отказывал, оплачивал квартиру, развлечения, одежду, питание, всё прочее, а когда их отношения себя исчерпали, отпустил восвояси, сохранив за ней вполне достойное содержание.

И тут Ольга влюбилась в студента Александра Довнара. Причём поначалу их сближению содействовала матушка Саши: она видела девушку насквозь и решила, что пусть лучше её Саша встречается с одинокой молодой женщиной, живущей по соседству, чем посещает сомнительные заведения. План матушки удался, и всё бы ничего, но Ольге, как любой женщине, хотелось замуж, тем более, что её Саша был знатного шляхетского рода.
Но помимо знатности, был Александр Довнар во-первых, маменькиным сынком, во-вторых, совершенным эгоистом, а в-третьих, весьма жадным молодым человеком. Он не спешил тратить на любовницу свои деньги, а уж о женитьбе на запятнавшей себя женщине, к тому же иной национальности, речь вообще не шла.

И вот тут начинается совершенно непонятная мне история. Ольга, красавица, умница, вцепилась бульдожьей хваткой в абсолютно недостойного молодого человека и так на нём висла, что к его презрению по отношению к ней присоединилась ещё и его ненависть. Но далеко от себя он её не прогонял. Нужна Ольга – он за ней посылал. Не нужна Ольга – он её гнал, унижал, мог и ударить. А она терпела. Почему? Ну, допустим, хорошей партией для замужества она не была. Но уж найти себе того, кто её хотя бы уважал и, может быть, любил, она вполне смогла бы. Тем более, что содержать её было не надо: её неплохо содержал её первый любовник.

Всё время Ольга апеллировала к своему одинокому положению (ах, я бедная овечка, пойти мне некуда, и никто меня не защитит). И ни разу не возникла у неё мысль вернуться домой к родителям. Впрочем, родители считали, что дочь их опозорила. На самом деле, так и было.

В повести подробно описываются отношения Ольги и Александра, которые развивались однозначно в сторону трагедии. И однажды эта трагедия и произошла.

Суд признал её виновной, но присудили ей всего 10 месяцев (за убийство? Я считаю, что это практически то же, что и оправдание). Её отправили на каторгу в Хабаровск. Там она работала учительницей, гувернанткой в семьях (Это каторга?), там же и вышла наконец замуж. Не за именитого шляхтича, как ей мечталось, но уж, видно, не до выбора было.

Такая вот история с несимпатичными персонажами. Довнары – отвратительная семейка, но и к Ольге Палем симпатии у меня не возникло.

Повесть Валентина Пикуля я прочитала за пару дней, она небольшая, но даёт неплохое представление о жизни Одессы конца 19 века, о национальном вопросе в царской России, о системе российского правосудия.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Российская литература
0