Найти тему

Лао-Цзы и его учение о Дао простыми словами!

Лао-Цзы переводится как «старик-младенец» или «мудрый старик». По легенде он родился уже будучи старым и после работал архивариусом при дворе правителя Чжоу, а когда пришел срок, «сел на черного быка и отправился в сторону Западных гор». На границе он написал трактат в пять тысяч иероглифов, согласившись выполнить просьбу таможенника о наставлении людям. Так родилась его знаменитая «Книга о Дао и Дэ» (или же «Дао-дэ цзин»).

Философия Даосизма.
Философия Даосизма.

Вообще учение состоит из двух частей: так называемые “упражнения для тела” и “упражнения для духа”.

В само учение входит и религиозная философия и психофизические техники, а также ритуальные практики. Если говорить о дате создания Дао, то некоторые говорят о 4-3 веках до нашей эры. Эти же исследователи обычно утверждают, что оно не имеет никакого отношения к Лао-Цзы. Другие напротив говорят о том, что до момента его физического запечатления, учение существовало лишь в устной своей форме.

 

Соотношение понятий Дао и Дэ в даосизме является одним из ключевых моментов всего учения. Под Дао как правило принято понимать внутреннюю, имманентную необходимость как отдельных вещей, так и всего сущего, некий естественный поток реализации их внутренних потенций. Я не просто так повторяю слово «внутренний», поскольку именно оно в данном случае является центральным моментом, отличающим Дао от интуитивно довольно похожих на него понятий, таких как Маат, Ашу, Рита и прочие, поскольку все вышеперечисленные принципы мироздания являются скорее внешними характеристиками функционирования вещей в мире, навязанными этому миру некими высшими силами и поддерживаемые ими, в то время, как в даосизме любое внешнее вмешательство в естественный ход вещей будет расцениваться как нарушение Дао.

В качестве примера подобного вмешательства можно привести притчу о двух министрах, которым было поручено как-то справиться с наводнениями, затапливавшими китайские деревни. Первый министр, исполняя поручение, построил плотины, которые, простояв несколько лет, обрушились, в результате чего деревни пострадали еще сильнее. Второй же министр был мудр и вместо дамбы прорыл каналы, которые отводили лишнюю воду, и тем самым решил проблему. Суть примера заключается в том, что первый министр, построив дамбу, нарушил естественный ход природы, нарушил Дао, в то время как второй напротив поступил сообразно Дао, что и привело его к успеху (первого министра по легенде насадили на бамбук).

Важно также сказать о том, что Дао может быть как наименованным, так и безымянным. Безымянное Дао, на сколько я поняла, существует именно так, как это было сказано ранее, подобно естественному течению процессов мироздания (да, но и не только лишь да — безымянное дао это такое мировое единство развертывающихся потенций всего, что только может быть; это движение вселенной в целом, своеобразный Абсолют, которых охватывает все индивидуальные развертывания (Высшее Дэ), и потому оно невыразимо в понятиях — но это не тот единый Абсолют типа Брахмана, а хаотический Абсолют, который одновременно и один, и много — отсюда частая метафора дао-вода (вспомнить водный хаос Нуна)), однако в тот момент, когда Дао соединяется с творящей силой слова (скорее, мы словом выделяем в этом Абсолюте его функцию Пути), то есть именуется, оно становится другим Дао (отличным от безымянного), которое будет являться «матерью всех вещей» (под этим подразумевается установление, констатация жизненной силы всех вещей, подразумевающее при этом и признание их конечности (Поименованное Дао есть путь всякой вещи и всего мироздания, соответственно, согласно его движущей саморазвертывание всего и вся силе рождаются и развиваются все вещи).

В Дао дэ цзин момент, посвященный их различию, звучит так: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей».

-2

Говоря о понятии Дэ, следует привести фрагмент из Дао дэ цзин: «Кто содержит в себе совершенное Дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит [Дао] крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он очень чуток. Он кричит весь день, но его голос не изменяется. Он совершенно гармоничен».

Из него мы можем установить, что Дэ скорее всего и заключает в себе «ненарушение Дао», гармонию (или способность к состоянию гармонии) каждого отдельного субъекта с естественным ходом вещей.

Также есть момент, где говорится что-то вроде «когда устраняется Дао, появляется Дэ», из чего мы можем предположить, что при нарушении ОБЩЕГО ДАО, которое в данном контексте можно охарактеризовать как общее течение всех отдельных элементов или как Высшее Дэ, (под нарушением будет пониматься навязывание чему-либо какой-либо внешней воли; нарушать Дао может только человек), у нас остаются лишь отдельно взятые Дэ, то есть обособленно реализующиеся в соответствии со своим естеством индивидуальности.

Есть еще один прикольный фрагмент про Дао и Дэ, который я не особо хочу комментировать, но посчитала нужным вставить: «Дао рождает [вещи], Дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать — вот что называется глубочайшим дэ». В целом он согласуется с теми комментариями по данному вопросу, которые были даны выше.

Концепция недеяния (у вэй).

Говоря о концепции недеяния в даосском учении, важно не попасть в ловушку и не сказать, что под недеянием подразумевается полное бездействие. Ничего подобного.

Если вы поднимитесь на холм, сядете и начнете созерцать бренный мир, вы не станете даосом. В учении Лао-Цзы под недеянием подразумевается лишение действий эгоистического мотива, позволяющее действию стать совершенным (действие таким образом, даже обладая целью, не нарушает Дао) — не препятствовать самостоятельному естественному развертыванию других вещей и саморазвертвываться естественно самому.

Принцип недеяния подразумевает таким образом отсутствие в действии двойственного характера, заключающегося в наделении цели действия такими характеристиками, как «удача и успех», «я и не я», «мотив и плод»: действие становится цельным, неделимым, сообразным Дао.

Еще немного параграфов из Дао дэ цзин: 

«Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, не делает этого»,

«Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить. Если [чем-либо] острым [все время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою [остроту]. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные проявляют кичливость, они сами навлекают на себя беду. Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон небесного дао» — здесь  вспоминаем второй закон термодинамики: чем более упорядоченный порядок, тем скорее он разрушится и придет к состоянию хаоса.