Просыпаются новые гиганты — Азия прощается с Китаем и с силой вырывается из тени своей крупнейшей страны. Именно пять стран вызывают экономическое землетрясение, возвещая смену геополитических сил и соблазняя Европу новыми возможностями!
Прошлой осенью Олаф Шольц прогулялся по центру столицы Вьетнама Ханоя, посетил храмовый комплекс, совершил экскурсию по городу и прошёлся по улицам. Никогда раньше глава правительства Германии не позволял так много времени находиться в этой стране. Говорит это о том, что поиск новых азиатских партнёров и рынков идет полным ходом. Из Берлина его благосклонно сопровождает высшая власть.
Однако снижение рисков перестало быть чисто политической идеей, а стало экономической реальностью: как показывают последние данные Goldman Sachs, впервые за шесть лет в акции других азиатских стран влилось больше иностранных денег, чем в акции Китая. Повсюду развиваются новые рынки.
Юго-Восточная Азия ожидает увеличения прибыли на 65 процентов
От 50 до 60 процентов компаний, производящих продукцию в Китае, «всё больше и больше оглядываются в регионе АСЕАН», — объясняет Йорг Вуттке, до недавнего времени президент Европейской торговой палаты в Пекине.
Группа АСЕАН является экономической ассоциацией, включающей соглашения о свободной торговле между десятью странами Юго-Восточной Азии, включая Индонезию, Малайзию, Таиланд и Вьетнам. С населением более 590 миллионов человек, это больше, чем Европейский Союз.
Согласно недавнему опросу 600 человек из более чем 100 европейских компаний, проведенному Деловым советом ЕС АСЕАН, 65 процентов ожидают увеличения прибыли в АСЕАН. Йенс Рюбберт, региональный руководитель Азиатско-Тихоокеанского региона в Landesbank Baden-Württemberg, говорит в подкасте Pioneer: «Это очень четкий сигнал о том, где европейские компании видят будущие перспективы».
Одно можно сказать наверняка: многие компании в настоящее время ищут альтернативное и надежное место в Азии. Вместе с моей командой во главе с моей коллегой Луизой Нур мы проанализировали потенциал пяти самых интересных азиатских регионов:
Восходящая звезда: Вьетнам
«Вьетнам — это новый Китай для ряда инвесторов, а также для немецких компаний. Большинство компаний отправляются во Вьетнам со своим вторым заводом, но по-прежнему ведут бизнес в Китае», — говорит Хорст Гейке, инвестор и председатель German House Ho Chi Minh City.
До сих пор Вьетнам в основном интересовался туризмом и экспортировал сельскохозяйственные товары, одежду и обувь. Теперь страна также активна в секторе электроники. Лучший пример — Samsung: производитель смартфонов сейчас производит там половину своих сотовых телефонов.
Вьетнам — единственная азиатская страна, помимо Сингапура, заключившая соглашение о свободной торговле с ЕС. Немецкие компании, нацеленные на Вьетнам, включают поставщиков автозапчастей Brose и ZF, производителя бытовой техники Kärcher, поставщика строительных материалов Knauff и производителя потребительских товаров Henkel.
В 2022 году иностранные инвесторы привлекли в страну более $18 млрд — рекорд. Среди прочего, это привело к впечатляющим темпам роста в восемь процентов в 2022 году и 5,9 процента в среднем за последние 13 лет.
Кроме того, Гейке объясняет: «Вьетнам, как и Китай, является управляемым коммунистами государством и частным сектором. Это имеет преимущество для компаний, которые инвестируют во Вьетнаме, они знают этот тип системы из Китая с пятилетним планом и так далее».
Тайная великая держава: Сингапур
Город-государство на южной оконечности Малаккского полуострова в 2022 году произвел на душу населения около 82 800 долларов США по ВВП — второе место в Азии после нефтяных шейхов из Катара. Для сравнения: ВВП Германии составлял 48 000 долларов.
Самая маленькая по площади страна Юго-Восточной Азии с населением 5,5 млн человек превратилась в удобный для торговли финансовый центр с отличной инфраструктурой и стабильной правовой системой. Это одна из причин, почему иностранные инвесторы вложили в Сингапур в 2022 году 140 миллиардов долларов — почти столько же, сколько в Китай (180 миллиардов долларов). Банк HSBC пишет: «Город Льва извлекает выгоду из государственной политики, которая позиционирует страну как открытую для торговли, привлекает приток прямых иностранных инвестиций и приветствует размещение иностранных компаний на своих берегах».
Немецкие компании уже принимают меры: недавно Siemens объявил, что построит новый высокотехнологичный завод в Сингапуре за 200 млн евро, тем самым создав 400 местных рабочих мест.
Безмолвный гигант: Индонезия
Незаметно для многих островное государство у побережья Австралии проложило себе путь в сторону мировых экономических держав. С ВВП около 1,3 триллиона долларов Индонезия в настоящее время занимает «всего лишь» 16-е место среди самых экономически сильных экономик. Но если верить экспертам PwC, к 2030 году Индонезия будет позиционировать себя как девятая по величине экономика, а к 2050 году даже войдет в пятерку самых экономически сильных, опередив Германию.
Канцлер Шольц также осознает особый характер этого развития: «Если мы правильно говорим о 21 веке как об «азиатском веке», то от Индонезии никуда не деться».
До сих пор Индонезия в основном была мировым источником ископаемых и минеральных ресурсов. Экспорт этого сырья составляет около 20 процентов национального экспорта товаров. В дополнение к углю, газу, меди и сельскохозяйственной продукции островное государство имеет то, что срочно необходимо для переворота в мобильности в Германии: никель для производства аккумуляторов для электромобилей.
Несколько правил экономической политики призваны упростить инвестиции и создать стимулы для стартапов. Но Индонезия больше не является инсайдерской точкой, и Европе будет трудно выстоять против крупного китайского инвестора на местах.
Мировая держава завтрашнего дня: Индия
После захватывающей гонки, чтобы наверстать упущенное, Индия уже является пятой по величине экономикой в мире. С более чем 1,4 миллиардами жителей — и тенденция к росту — рост кажется почти неизбежным. Ожидается, что к 2025 году Индия займет третье место в мире.
Существует более 1600 индийско-германских партнерств и более 600 совместных предприятий, включая Bosch, Daimler и Siemens. Только в этом году 53 процента немецких компаний, опрошенных KPMG и AHK India, хотят расширить свои инвестиции в Индии. Американский технологический гигант Apple уже успешно создал там базу, альтернативную Китаю. Однако, вопреки тому, что часто воспринимается в публичных дебатах, эта страна не является просто демократической заменой Китая. В то время как двигателем роста Китая является промышленность, Индия остается в основном страной сферы услуг. Доля производства упала до 14 процентов, отставая от доли Мексики, Вьетнам и Бангладеш. Основные причины стагнации — нормативные и бюрократические преграды, о которые немецкие компании тоже спотыкаются снова и снова.
Потенциал гигантской страны, который ещё предстоит задействовать, тем больше. Вот почему Роберт Хабек в настоящее время проводит кампанию за расширение сотрудничества в индийской политике и бизнесе. Совсем недавно Байден и Шольц, как Маск и Гейтс, посетили президента Индии Нарендру Моди, который любит торговать со всеми подряд. Торговая сделка с Европой и Россией? С режимами проблем нет. Это тоже часть рецепта роста.
Возвращение: Япония
Уступая США и Китаю, тихоокеанское островное государство по-прежнему является третьей по величине экономикой в мире. Тем не менее, в течение последних 35 лет страна шла по многим направлениям вниз: экономические кризисы, стихийные бедствия и нетрадиционная экономическая политика привели к стагнации роста, в то время как её соседи медленно, но верно догоняли её.
Однако за последние полгода японская экономика на удивление быстро оправилась от рецессии. В первом квартале ВВП вырос на 1,6% в годовом исчислении, что значительно больше, чем в стагнирующей Европе.
Японский фондовый рынок за последнее время вырос на 18%, что больше, чем за последние 33 года. В пользу этой страны говорит ее геополитическая безопасность и развитая техническая инфраструктура, что особенно актуально в секторе высоких технологий.
Стратег рынка капитала Штефан Брайнтнер из DJE Capital AG добавляет: «В азиатском регионе мы видим потенциал, в частности, в Японии. Эта страна также является регионом ближнего зарубежья».
Nearshoring означает аутсорсинг услуг в странах, близких к стране базирования компании. К этому следует добавить слабую иену, что является преимуществом для японской экспортно-ориентированной экономики, так как в этом случае товары можно дешево продавать на мировом рынке.
Заключение
Азия остается континентом, переживающим бум, но подъем уже давно не зависит от Китая. Эта мировая держава страдает от геополитической мании величия и болезненного ощущения собственной величины. Вокруг Китая уже давно формируются новые растущие рынки, которые более энергичны, чем их могущественный сосед.
После бума «тигриных» экономик в конце прошлого века и китайских десятилетий может последовать третья часть азиатского подъема - на этот раз со старыми и новыми игроками. Остается только несравненный динамизм. Открываются новые рынки, которые полны возможностей и для Азии, и для Европы.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».