Найти тему
Дом кино

«Серёжа»: почему Данелия невзлюбил Бондарчука и как сложилась судьба мальчика

Оглавление

12 августа 1960 года на экраны вышла мелодрама «Серёжа». Лента стала дебютной работой молодых режиссёров Георгия Данелии и Игоря Таланкина, которые вместе учились на курсах при «Мосфильме».

В основу сценария легла одноимённая повесть знаменитой писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в журнале «Новый мир» и сразу поделился с приятелем задумкой об экранизации. Вскоре они уже работали над сценарием, а Данелия даже сделал раскадровку — от руки зарисовал больше пятисот эпизодов будущего фильма. Молодые кинематографисты условились, что у каждого будет право вето — правда, через день.

-2

Готовый сценарий одобрила сама автор повести Вера Панова. В работе над фильмом непосредственного участия она не принимала, но имя писательницы указали в качестве соавтора — начальство сразу обратило внимание на знаменитую фамилию и без проблем позволило запустить картину в производство. По сюжету действие разворачивалось летом, но на дворе уже была осень, так что снимать решили в Краснодарском крае, где ещё стояли солнечные деньки.

-3

На главную роль пробовались десятки светловолосых пятилетних мальчуганов, но найти того самого Серёжу никак не получалось. Как это часто бывает, кинематографистам помог случай. Однажды ассистенты режиссёров заметили в коридорах киностудии парнишку. Маленький Боря Барханов был сыном химика, а на «Мосфильме» оказался вместе с тётей-актрисой, которой поручили присмотреть за племянником. Несмотря на то, что мальчик был брюнетом и под описание не слишком подходил, в нём с первого взгляда чувствовался талант. Боре устроили пробы, где он выразительно прочитал некрасовские «Размышления у парадного подъезда», чем очень впечатлил киногруппу. Вскоре парнишку перекрасили в блондина и он начал сниматься в своём первом фильме.

-4

Молодые режиссёры стеснялись приглашать на съёмки знаменитых актёров. Они и подумать не могли, что сценарий фильма уже получил сам Сергей Бондарчук. Роль Коростелёва его очень заинтересовала, и он позвал Данелию и Таланкина к себе домой. За чашкой чая с импортным печеньем любимец зрителей дал ошарашенным дебютантам своё согласие, а на роль матери Серёжи порекомендовал свою супругу Ирину Скобцеву. Так они и начали сниматься, а недоволен был только один человек — их маленький сын Федя, который ревновал родителей к какому-то постороннему мальчику.

-5

Отношения Бондарчука с Георгием Данелией как-то сразу не заладились. В первый же съёмочный день он опоздал на съёмки — начинающий режиссёр счёл это неуважением, о чём не замедлил сообщить актёру. Впоследствии мнение Данелии о Бондарчуке как о зазнавшемся человеке с завышенной самооценкой только укрепилось. В гостинице актёр жил в роскошном люксе, в то время как два режиссёра и оператор втроём ютились в одном номере. Однажды во время застолья по случаю 39-го дня рождения актёра Данелия не сдержался и высказал ему всё, что думает. Однако Бондарчук к критике отнёсся с пониманием, а впоследствии они с Данелией сумели наладить отношения.

-6

Не всегда было просто и с юным Борей Бархатовым. Мальчик был несомненно талантлив, иногда даже переигрывал своих именитых партнёров. На площадке старшие коллеги старались относиться к нему на равных, обращались исключительно по имени и отчеству — Борис Павлович. Юный актёр поражал окружающих своим умением вжиться в эпизод с первого раза — как оказалось, дома с ним репетировала тётя-актриса. Не давалась ему только только сцена, где Серёжа должен расплакаться, когда его не берут в Холмогоры. После нескольких неудачных дублей режиссёры пошли на хитрость — пригрозили закрыть парня на ночь одного на киностудии. Боря так перепугался, что начал рыдать, а оператор за камерой был уже наготове. Когда Игорь Таланкин признался, что пошутил, юный актёр не сдержал обиды: заявил, что фамилия Таланкин — совсем не от слова талант, а сам он не режиссёр, а навозный жук. Киногруппа упала со смеху. Кстати, Боря оказался таким способным, что его даже не пришлось переозвучивать — он идеально передавал интонации, так что было принято единогласное решение оставить в фильме голос мальчика.

-7

Когда картина была готова, чиновники её не оценили. Критика доходила до абсурда: «Почему в кадре босоногие дети? Разве у нас нищая страна?». Немного повысило авторитет ленты поздравление от Веры Пановой, которая посчитала фильм большой творческой удачей. Да и зрителям история очень понравилась — читатели «Советского экрана» признали «Серёжу» лучшим фильмом года. Картину отправили на фестиваль в Карловы Вары. Для режиссёров долго не могли найти место в составе делегации, но в конце концов отпустили на три дня. А перед выездом даже дали талоны в ГУМ, чтобы те принарядились. Данелия и Таланкин купили одинаковые костюмы с галстуками — так и вышли на сцену, когда их дебютная картина получила главный приз. После этого ленту наградили нафестивалях в Стратфорде, Ванкувере и Салониках, а самой главной наградой стал диплом Каннского кинофестиваля в номинации лучший фильм для детей и юношества.

-8

«Серёжа» стал успешным стартом для двух будущих мэтров — Георгия Данелии и Игоря Таланкина. После этого каждый из них снял немало достойных фильмов, но вместе они больше не работали. Юный Боря Бархатов впоследствии появился в картинах «Братья Комаровы» и «Грешный ангел», но вскоре сниматься в кино ему разонравилось. На улице парню не давали прохода, а в школе дразнили «актёром». Боря окончил технических вуз и устроился работать инженером на завод. Об актёрском детстве он вспоминать не любит — даже с женой и дочками предпочитает эту тему не обсуждать.

Подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии!

Смотрите любимые фильмы в эфире телеканала «Дом кино»!