Сейчас скандинавские страны являются одними из наиболее благополучных и экономически развитых в мире. Нередко они входят в первую десятку списка по уровню жизни. Однако, вплоть до середины 20-го века их часто величали «европейской Африкой» – люди здесь жили бедно, а злоупотребление крепкими напитками было широко распространено.
Может быть, Дания всегда была более-менее приличной страной из-за своего южного расположения и торговли с приграничной Германией. Швеция сумела выправить экономику в 1940-е годы за счет военных поставок в Третий рейх. Норвегия поднялась лишь в 1970-е годы, когда стала активно торговать нефтью и газом. Маленькая Исландия повысила уровень жизни, когда предоставила военные базы Соединенным Штатам во время холодной войны. Финляндия умело использовала свое положение буфера между СССР и западным миром в то же самое время.
Поэтому соответствующие страны были маленькими и бедными много веков. Неудивительно, что процессы еврейских миграций обошли их стороной. И это несмотря на тот факт, что в период раннего и, отчасти, высокого средневековья, еврейские торговцы и скандинавские викинги совместно оперировали на пути из варяг в греки, и вестимо, были друг с другом прекрасно знакомы.
В 13-м веке норвежский священник Брандр Йонссон даже написал так называемую «Сагу о Гьединге», которая представляет из себя перевод с латинского событий древней еврейской истории. Для европейской литературы это уникальный документ. Скандинавы, которые не встречались с евреями в обычной жизни, все же, интересовались ими.
Однако, первое упоминание евреев в официальных документах связано с изгнанием сефардов, которые были вынуждены покинуть Испанию и Португалию в конце 15-го века. Датский король, владевший также Норвегией, предоставил некоторым из них возможность жить в своих обширных владениях. Хотя, в целом, аки в Московской Руси, на въезд евреев был наложен запрет. Особенно строго он действовал в отношение ашкеназов, которых северяне считали неблагонадежными.
Правительство терпимо относилось к крупным торговцам, банкирам, инвесторам, которые могли посодействовать в развитии экономики. Поэтому дозволяло переселяться крупным предпринимателям, но ограничивало въезд босяков. В обеих странах малые еврейские общины сложились в 17-м веке.
Евреи подвергались многим законодательным ограничениям, были исключены из общественной жизни, их обязали посещать лютеранские богослужения. С другой стороны, в отличие от остальной Европы, им предоставили внутреннее самоуправление и не предписывали жить в гетто. Куда свободнее им было в Датской Вест-Индии – колониях на Малых Антильских островах, которые сейчас принадлежат США. В середине 19-го века евреи там составляли до половины всего белого населения, один из первых губернаторов был сефард.
Зато в Швеции правительство было более консервативным, и долго пускало в страну лишь крещеных евреев. Они стали появляться там тоже в 17-м веке, обычно это были сефарды из Голландии. Одним из самых известных является Йохан Ренат – офицер, попавший в русский плен во время Полтавской битвы, который затем двадцать лет делал пушки для калмыков Джунгарского ханства.
Карл XII пять лет провел в пределах Османской империи, и за это время накопил немало долгов. За ним в Швецию последовали некоторые из еврейских кредиторов, и с того момента избранные из детей Сиона получили возможность жить и работать в стране. Впрочем, король, по всей видимости, вдохновлялся датским законодательством, и отказался пускать бедняков. Эмиграция им дозволялась, лишь если они «… владеют каким-либо ремеслом, почти или совсем неизвестным в стране…»
В последующее время их правовой статус неуклонно улучшался в каждой скандинавской стране. Правда, в 1819-м году в Дании и в 1838-м году в Швеции случилась серия погромов. Граждане были недовольны высоким благосостоянием своих соседей-евреев и собственным низким уровнем жизни. Многие законы в пользу евреев правительствам пришлось отменить, но в конце столетия ситуация вернулась в прежнее русло.
После погромов в Российской империи в 1890-х годах часть евреев оттуда наша прибежище в Норвегии, Дании, Швеции. Их численность достигла 1-3-х тысяч в каждом из скандинавских королевств, может быть, за исключением Норвегии. А после восхождения к власти нацистов их численность быстро увеличилась в несколько раз.
В отличие от оккупированных Дании и Норвегии, Швеция во время Второй мировой сохраняла нейтралитет. Поэтому она использовалась, как тихая гавань, в которой нашли спасение многие евреи из соседних государств. В Скандинавии в этом были задействованы многие простые граждане, дипломаты и даже королевские дома. Сотрудник шведского консульства Рауль Валленберг спас в Будапеште тысячи венгерских евреев.
В настоящее время в Дании живет 6 тысяч евреев, в Швеции – около 20-ти тысяч, в Норвегии – 1,5 тысяч человек. Большинство их них сильно ассимилированы, лишь малая часть сохраняет иудаизм. Несмотря на то, что Скандинавия регулярно признается регионом с наименьшим уровнем антисемитизма в мире, некоторые инциденты все равно случаются. В Дании это связано с тем, что большинство людей здесь поддерживают Палестину. В Швеции – с большим количеством эмигрантов из мусульманских стран.