К счастью, мы все рождаемся со врожденным речевым навыком, который раскрывается в процессе общения в семье. Неспособных к языкам не существует в природе. Единственное, что мешает раскрытию нашего врождённого речевого потенциала – молчание всех вокруг. Но это уже из области фантастики.
Как и любой другой навык, речевой навык характеризуется прежде всего автоматизированностью.
Это значит, что при хорошо сформированном навыке речь формируется без участия сознания и без напряжения, а потому быстро, спонтанно, без долгого вспоминания нужного слова и грамматических конструкций. Вспомните, как мы произносим на родном языке отдельные звуки, слова и фразы. Подключение сознания к их произнесению нарушает речевой ритм и последовательность мыслей в высказывании.
Речевому навыку в принципе не свойственна сознательность и контроль. Навык приобретается лишь после того, как «сознательность» действий исчезает.
Другой характеристикой любого навыка является его устойчивость. Хорошо сформированный навык с трудом поддается изменениям. Поэтому так трудно исправлять неправильно сформированные навыки.
Третьей важной характеристикой навыка мы называем его гибкость или самостоятельность, то есть способность навыка к его переносу на новый речевой материал.
Другими словами, берется готовый навык (способность изменять окончания глаголов) и к нему прилагают новую лексику. При этом от навыка не требуется адаптации, он функционирует независимо от языкового материала.
Сформированный навык спряжения также будет функционировать независимо от лексической единицы, если поступит соответствующая команда или возникнет необходимость в речи. Именно поэтому способность к переносу мы рассматриваем как самостоятельность навыка, к которой нужно стремиться.
Четвертая характеристика навыка - его обусловленность: навык необходимо «запустить», что-то должно послужить сигналом к началу его функционирования. Чаще всего в качестве такого сигнала используют правило или мотив, побуждение к речевой деятельности. В постоянном общении с преподавателем легко приобретается навык реагирования на повторяющиеся ситуации и правильное выполнение заданий учителя. Но лучше всего, если это будет внутренняя потребность, спонтанно возникающий мотив к речевой деятельности.
На начальной стадии обучения, когда отсутствует знание элементарной лексики, такой мотив создать очень трудно. Поэтому, очень часто, само умение спрягать глагол не переходит в речевую активность. Знание самого правила недостаточно для говорения. Это можно сравнить с изучением учебника по плаванию, сидя на бортике бассейна. Знание техники (в нашем случае грамматики есть), а навыка речи – нет.
Когда есть все четыре компонента навыка, он становится устойчивым и не пропадает со временем. Именно устойчивости навыка нужно добиваться, чтобы общение на английском приносило радость в любом возрасте.