Хочу сразу охладить пыл тех, кто запрыгнул в статью только за тем, чтобы осудить автора за преклонение перед Западом (хотя они же сразу в комментарии побегут, вступление читать не станут) – я искренне считаю лучшими лентами о Второй мировой войне наши советские, снятые режиссерами, побывавшими в окопах, или по сценариям и произведениям подлинных фронтовиков. Реальный нерв войны в такого рода произведениях искусства всегда чувствуется. Но такова реальность – из десятка опрошенных на улице людей семеро скажет, что "Спасти рядового Райана" лучше "Они сражались за Родину". И это у нас – на западе ситуация будет еще плачевнее. Поэтому давайте поговорим о фильме Спилберга, тем более что ему исполнилось 25 лет!
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Лента Стивена Спилберга в свое время была номинирована на 11 "Оскаров" в самых престижных номинациях, в фильме задействован впечатляющий актерский ансамбль от Тома Хэнкса и Мэтта Деймона до Вина Дизеля и Брайана Крэнстона, сцена высадки морского десанта общепризнанно считается одной из наиболее реалистичных в истории военного кино, однако редкие зрители берутся пересматривать картину из-за чрезмерной эмоциональности и драматизма. Но не только этим история заброшенного в тыл врага отряда американских солдат, разыскивающих последнего из братьев Райан, заслуживает высоких эпитетов. Наверное, стоит отметить главные достижения Спилберга и его команды.
В сцену высадки вложен весь талант режиссера
Мощная открывающая сцена – кинематографический шаблон, который используется режиссерами испокон веков. Спилберг здесь немного хитрит (вы ведь наверняка не помните, что фильм вообще-то начинается не с военной сцены, а с эпизода на военном кладбище уже в мирное время), но очень скоро обрушивается на зрителя с таким темпераментом, что напрочь выбивает воздух из легких. Технические детали о массовке числом в 750 человек и 17 тысячах пиропатронов, использованных для съемки 30-минутного боевого отрезка, здесь не так важны, сколь талант Спилберга-постановщика.
Чередование планов, акценты на красках, физически ощущаемые боль и ужас – Стивен Спилберг прежде привлекал зрителей своим сентиментальным взглядом на любое насилие и тревогу, но здесь его словно подменили. Однако, нет, это всё тот же мастер, умело выделяющий главное в своей истории, но при этом столь же виртуозно создающий атмосферу повествования. Громко? Да. Жестоко? Не без этого. Ужасно? Конечно. Но при этом пронзительно и, как ни страшно это признавать, красиво – сцена высадки на Омаха-Бич в окрашенной в бордовый воде Атлантики впечатляет и не отпускает до сих пор.
Ужас войны как главная тема истории
До появления "Рядового Райана" голливудское военное кино страдало от хорошо известной нам проблемы – персонажи любых картин о Второй мировой были не более чем функциями, отважными героями, смело идущими на подвиг и выходящие победителями из любых сражений. Ровно к этому скатилось отечественное кино о войне в последние 15 лет, что неизбежно привело к почти полному падению интереса зрителей к жанру. Свой Спилберг, изменивший нисходящий тренд, у нас пока не появился, но и без него всё очевидно – даже в военном кино нужны объемные образы.
"Спасти рядового Райана" оглушает вступительной сценой битвы на берегу Ла-Манша, но это далеко не последняя встреча героев со смертью. Наоборот, каждый шаг солдат вглубь вражеской территории, как и каждая минута, проведенная зрителем у экрана, множат шансы персонажей не вернуться из этого похода. Спилберг совершает невозможное – каждому члену отряда дает собственную историю, каждого наделяет характером и индивидуальностью, каждому предоставляет возможность проявить себя, но никому не гарантирует возвращения домой. Увы, хорошие парни тоже гибнут, они теряют друзей и сослуживцев, часто смерть их неприглядна и жестока, а сами они выглядят испуганными и потерянными, но в том и кроется правда войны – смерть здесь полноправная хозяйка.
Война – дело обычных людей
С древнейших времен воинское дело было отдельной профессией – бойцы получали специальную подготовку, солдатам отдельно платили за защиту, на армию тратились огромные бюджеты. Однако когда дело доходило до более-менее глобальных конфликтов или даже мировых войн, государства вынуждены были мобилизовать гражданское население. Спилберг намеренно выводит профессиональных военных за скобки своей истории – его интересует обыватель, оказавшийся в обстоятельствах, к которым жизнь его никогда не готовила.
Герой Тома Хэнкса, как известно, на родине был школьным учителем и тренером бейсбольной команды – это не просто делает его более человечным, чем солдафона до мозга костей, это, как ни банально звучит, позволяет зрителю представить себя на его месте. Каждый мужчина в команде капитана Миллера – обычный трудяга, которого война выдернула из привычной жизни и кинула в адское пекло. Как и в любой другой войне, герои Спилберга – мальчишки, которые просто хотят вернуться домой, чтобы остановились потери и навсегда затих грохот взрывов. Они боятся, они изредка шутят, им бывает скучно, они не чужды ошибок, приводящих порой к страшным последствиям. Они сражаются, несут потери, но не из страсти убивать, а под давлением среды.
Война бесчеловечна и одинаково уродует и победителя, и побежденного
Одним из главных и наиболее важных посылов фильма Стивена Спилберга становится простая мысль – война бесчеловечна, и шрамами жестокости и бессердечности она покрывает всех причастных. Для сидящих в ДОТе немецких пулеметчиков и для высаживающихся на французский берег американских десантников война с глобального противостояния цивилизаций, идеологий и мировоззрений сужается до желания выжить в данную конкретную секунду. Самосохранение, грубо очерченное сотнями трупов тех, с кем ты только что буквально плыл в одной лодке, меняет саму структуру сознания – теперь ты готов убивать, чтобы выжить. Здесь уже не до солдатской чести – либо ты, либо тебя. В какой-то момент действия солдат и вовсе сводятся к мести – а это уже точно путь в одном направлении.
Вспомните сцену, в которой группа должна решить, что им делать с пленным немцем. С одной стороны тот только что убил их товарища, с другой – зверства недопустимы даже в самых тяжелых обстоятельствах. Выслушав противоположные и неоднозначные мнения Миллер берет ответственность на себя и принимает решение отпустить нациста – это закрепляет его образ самого морально сильного и волевого члена группы, заслуженно несущего бремя командования. Возможно, это не самый душераздирающий эпизод, но безусловно важный для понимания того, как война перекраивает образ мысли, как она лишает этики и морали, как сталкивает человека в бездну звериной ярости. Увы, не на все вопросы есть правильные ответы, и не все решения оказываются правильными спустя время. "Райан" – еще и об этом.
Критики с восторгом осыпают Спилберга похвалами, но и без киноведов зрителю очевидно, что перед ним кино беспрецедентное. Такое кино навсегда оседает внутри – в памяти навечно отпечатались не только кровь Омахи-Бич, но и разрушенная снарядом колокольня, и входящий в грудь нож, и дуэль танка и пистолета. "Спасти рядового Райана" – снимок небольшой локальной операции, объединившей полтора десятка человек, но наличием противоречивых образов, неоднозначных ситуаций и неосмотрительных решений режиссер помогает нам масштабировать вылазку капитана Миллера и компании на весь театр военных действий. С первых кадров зрителю заявлено – здесь не будет просто, здесь не будет безопасно, здесь не все безупречны, отважны и справедливы. Здесь будет боль, страх и даже позор. Ибо такова и есть суть войны – как худший способ разрешения конфликта она и человека уродует вне зависимости от побед.
Мне бы не хотелось никаким образом касаться текущих конфликтов – история еще устроит всем нам итоговый экзамен, когда всё это так или иначе закончится – поэтому не нужно искать в тексте намеков и аллюзий, я имел в виду только конкретный фильм Стивена Спилберга о конкретном событии (пусть и в существенной мере вымышленном) в одном конкретном военном конфликте. И еще раз повторюсь – при всем уважении к американскому режиссеру, я считаю советские фильмы прошлого века о Великой Отечественной войне сопоставимыми или даже превосходящими Голливуд по силе воздействия и эмоциональности. Сейчас этот навык нами, увы, утрачен, но, возможно, ситуация еще изменится. Хотя, я в душе надеюсь на скорое прекращение любых боевых действий на всей планете.
К юбилею "Спасти рядового Райана", впрочем, это уже отношения не имеет, поэтому сворачиваюсь и переключаюсь на другие темы – мне есть что рассказать вам и о грядущих новинках, и об актуальных картинах и сериалах, и, конечно, о классике. Просто заглядывайте регулярно на канал Киноведа в штатском – у нас всегда интересно и разнообразно. А еще лучше – подпишитесь на нас в телеграм – там вы точно не пропустите ни одной новой статьи и узнаете еще много интересного. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, избегайте кровопролития, и...
Увидимся в кино!