Чопики
Одним из редких и уникальных экспонатов в экспозиции «Бронекатер БК 31» являются обычные деревянные клинья — чопики. Волжские речники с иронией называли их «морской сваркой», указывая на их важную роль в живучести корабля, и эти простые на первый взгляд предметы многое говорят о ратном подвиге краснофлотцев Волжской военной флотилии.
В 1941–1944 годах суда и плавсредства Волжской военной флотилии были оперативно рассредоточены по огромному пространству Волжского бассейна, от Рыбинска до Астрахани. Это накладывало определенные сложности на инженерно — техническое обслуживание кораблей флотилии, а ремонтные мастерские и базы были расположены далеко друг от друга. Поэтому командам военных кораблей часто приходилось рассчитывать только на свои силы.
Помимо этого, в условиях боевого противодействия с противником, начиная с середины июля 1942 года, потери и повреждения кораблей начали расти, а ремонтные мощности флотилии не успевали справляться с восстановлением судов. Возросла и боевая нагрузка на сами силы Волжской военной флотилии, не оставляя последним времени и сил на текущий ремонт.
В этих реалиях команды волжских кораблей старались выходить из положения самостоятельно. Боевые прострелы и пробития корпусов они заделывали деревянными клиньями подходящего размера, которые разбухая в воде, затыкали пробоины, устраняя течи. В арсенале краснофлотцев имелись клинья-чопики разных диаметров, позволяющие заделать прострелы как от винтовочной пули или мелких осколков, так и от снарядов среднего калибра. При расчистке бронекатера БК-31 в ноябре 2017 года внутри корпуса было обнаружено несколько десятков заранее заготовленных деревянных чопиков различных форм и размеров. Некоторые из них после реставрации выставлены на обозрение в качестве экспонатов выставки.
Также клинья — чопики были оставлены в самом корпусе бронекатера по состоянию на момент его гибели.
Десятки чопиков были забиты в пробоины полученные бронекатером в сентябрьских и октябрьских боях 1942 года, с которыми БК-31 ходил на задания в ожидании капитального ремонта непосредственно до 9 октября 1942 года. Некоторые клинья были установлены старшиной мотористов БК-31 Дмитриевым прямо во время движения бронекатера, в разгар одного из боев на переправе через Волгу в сентябре 1942 года, за что он был награжден медалью «За отвагу».
Все клинья — чопики вырезались из твердых пород дерева и даже находясь 75 лет под водой очень хорошо сохранились. Это позволило после небольшой реставрации и консервации экспонировать их в первозданном виде, дополняя реальную картину боевой службы БК-31.