Найти в Дзене

Детские травмы

Varshesh Joshi, Unsplash
Varshesh Joshi, Unsplash

После того, как современные родители раскопали в себе застарелые травмы, к их обычной тревоге прибавился страх травмировать собственных детей.

Прежде чем переживать, стоит конкретизировать понятие травмы.

Например, Людмила Петрановская разделяет травму на:

— психологическую;

— травму привязанности.


Первая — это сильное эмоциональное переживание ситуации, где жизнь была под угрозой.

Вторая — ситуация, в которой не обязательно существует угроза жизни и здоровью, но есть угроза привязанности, угроза остаться без своего взрослого. Потому что ребенок полностью зависит от родителей и для него нужда во взрослом намного выше потребности в еде, тепле, защите.

Также существуют такие категории:


— травма;

— травматизация;

— травматическая ситуация;

— посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

При травме сознание отключается. Происходит оцепление или фрагментация психики.

Травматизация — это как раз то, о чем говорит Петрановская, когда есть угроза жизни и ребенок не чувствует себя защищенным.

ПТСР у детей — отложенная реакция на стрессовую или травматическую ситуацию, где его жизнь была под угрозой.

Семья — далеко не единственный источник травмы. Причиной травмы могут стать разные ситуации:


Катастрофа.
Болезнь.
Смерть близких.
Карантин и изоляция.

Ребёнок может стать свидетелем агрессивного поведения.

Не стоит забывать, что дети обладают разной степенью чувствительности. Для одного насилие в семье воспринимается как: «А что такого?» Уверена, среди ваших знакомых есть те, кто с иронией вспоминают порку ремнём с военной бляшкой на конце.

А у других детей словесная агрессия незнакомого человека на улице может спровоцировать сильнейший стресс с переходом в травму.
До сих пор не ясно, почему одних травмирует какое-то событие, а других нет. Это индивидуальное свойство психики. И никто не в силах предугадать ее реакцию.

Как быть, если травма есть?

С травмой можно работать. С детской травмой особенно. Детская психика гибче и способна к регенерации. Но на первом месте остаётся работа с семьей и то, как родители переживают травматизацию.

Во-первых, ребенок учится у родителей справляться со стрессом.
А во-вторых, сначала мы надеваем маску на себя, а потом на ребенка. Сначала мы помогаем себе, чтобы потом помочь ребенку.

Автор: Юлия Петрова, психолог

Фотография: Varshesh Joshi, Unsplash