После того, как современные родители раскопали в себе застарелые травмы, к их обычной тревоге прибавился страх травмировать собственных детей.
Прежде чем переживать, стоит конкретизировать понятие травмы.
Например, Людмила Петрановская разделяет травму на:
— психологическую;
— травму привязанности.
Первая — это сильное эмоциональное переживание ситуации, где жизнь была под угрозой.
Вторая — ситуация, в которой не обязательно существует угроза жизни и здоровью, но есть угроза привязанности, угроза остаться без своего взрослого. Потому что ребенок полностью зависит от родителей и для него нужда во взрослом намного выше потребности в еде, тепле, защите.
Также существуют такие категории:
— травма;
— травматизация;
— травматическая ситуация;
— посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
При травме сознание отключается. Происходит оцепление или фрагментация психики.
Травматизация — это как раз то, о чем говорит Петрановская, когда есть угроза жизни и ребенок не чувствует себя защищенным.
ПТСР у детей — отложенная реакция на стрессовую или травматическую ситуацию, где его жизнь была под угрозой.
Семья — далеко не единственный источник травмы. Причиной травмы могут стать разные ситуации:
Катастрофа.
Болезнь.
Смерть близких.
Карантин и изоляция.
Ребёнок может стать свидетелем агрессивного поведения.
Не стоит забывать, что дети обладают разной степенью чувствительности. Для одного насилие в семье воспринимается как: «А что такого?» Уверена, среди ваших знакомых есть те, кто с иронией вспоминают порку ремнём с военной бляшкой на конце.
А у других детей словесная агрессия незнакомого человека на улице может спровоцировать сильнейший стресс с переходом в травму.
До сих пор не ясно, почему одних травмирует какое-то событие, а других нет. Это индивидуальное свойство психики. И никто не в силах предугадать ее реакцию.
Как быть, если травма есть?
С травмой можно работать. С детской травмой особенно. Детская психика гибче и способна к регенерации. Но на первом месте остаётся работа с семьей и то, как родители переживают травматизацию.
Во-первых, ребенок учится у родителей справляться со стрессом.
А во-вторых, сначала мы надеваем маску на себя, а потом на ребенка. Сначала мы помогаем себе, чтобы потом помочь ребенку.
Автор: Юлия Петрова, психолог
Фотография: Varshesh Joshi, Unsplash