Найти тему

Пичул и Хмелик дают ответку московской творческой интеллигенции за "жизнь скотов" в "Маленькой Вере".

Продолжение. Начало тут.

"В городе Сочи темные ночи." Что это было?

Очень трудно повторить в своем втором фильме оглушительный успех первого. После "Маленькой Веры" критики и зритель с нетерпением ждали, чем их будет удивлять тандем Хмелик - Пичул. Кто-то ждал еще большей свободы и разнообразия в показах эротических сцен, кто-то еще более смачной "чернухи" на тему, как Вера стала проституткой в Москве (та же "Интердевочка" только не в карамельном варианте Тодоровского, а в самом настоящем гиперреализме). А кто-то предполагал, что после уничтожающей критики со стороны киноведов и зрителей в отношении главных героев фильма, супруги снимут что-нибудь светлое и духоподъемное в стиле "Бедных людей" Достоевского.

Но Хмелик и Пичул в своем следующем фильме сняли ни "чернуху", ни "светлуху", они дали "наш ответ Чемберлену". Они ответили на весь тот поток обвинений со стороны профессиональных кинокритиков и возбудившихся кинозрителей о бездуховности, убогости, примитивности существования простой рабочей семьи из г. Жданова. Где папа Коля обычный шоферюга, иногда крепко зашибающий, мама Рита диспетчер на швейной фабрике, вся в заботах о соленьях и вареньях, а у дочки Веры, только что окончившей школу на уме джаз, бокс, секс и танцульки. Ни новомодных книжек они не читают, ни в театры не ходят, ни последний фильм Тарковского не обсуждают.

Коротко и емко оценил героев фильма выдающийся советский кинорежиссер Станислав Ростоцкий - "это картина о скотах, к сожалению о скотах не из Красной книги." Вот отрывок из телепередачи 1988 г. "Встречи в Останкино" (полностью передачу можно посмотреть тут https://www.youtube.com/watch?v=b9Lo5UEjgxg&t=2466s). При этом Ростоцкий объективно отнесся к самому фильму, считает его серьезной работой. Но вот герои фильма для него все-таки скоты, скотообразование.

А ведь сценарий фильма Мария Хмелик написала после поездки с мужем Василием Пичулом в его родной г. Жданов для знакомства с его семьей. И впечатления от этого знакомства и описаны в сценарии. И фильм снимался в том же г. Жданове. И что же это получается, что герои фильма, которые списаны с родных и знакомых Пичула скоты и скотообразование? Что 90% жителей страны, живущих такой же жизнью, они это самое образование? И кто же это говорит - московская творческая интеллигенция, критики и режиссеры, живущие высокодуховной жизнью?

А кто бы не обиделся на такое? И не постарался бы дать ответ? И он появился в виде фильма "В городе Сочи темные ночи". Фильм не был понят ни критиками, ни большинством зрителей. Критики писали про "многослойность" фильма, про смешение жанров, никак не могли правильно определить жанр картины, чтобы все было разложено четкими рядочками по полочкам их мозгов. Зритель, не обнаружив ни "чернухи", ни "светлухи", припадал к источникам мыслей кинокритиков, но и там не находил ответа, что же это такое он увидел на экране. В итоге всеобщее недоумение.

А ведь на самом деле это ответка Хмелик и Пичула. Вы, значит, там такие в своих столицах высокодуховные и продвинутые, а мы простые работяги из провинции, такие все "скотообразования", непонятно как получившиеся. Так посмотри-ка "дарагие масквичи" и гости столицы на самих себя. И вы, высокообразованные критики фильма из провинции, тоже на себя гляньте. И еще посмотрим кто "скот", а кто " не скот", и какой "скот" лучше выглядит.

"Маленькая Вера" и "В городе Сочи темные ночи" - это своеобразная дилогия, выражаясь языком Станислава Ростоцкого, о жизни "скота" в провинции и в Москве. Главная героиня - 24-х летняя Елена Игоревна ( прям как Проклова) Конкина, студентка Московского финансового института и член самодеятельного московского клуба кинолюбов. Играет ее Наталья Негода, в отличие от провинциальной разбитной девчонки с окраины рабочего г. Жданова, перед нами серая скромная мышка, которую правда не надо сильно злить, из тихони Леночки сразу же проявляется рычащая хабалка "маленькая Вера".

Это Леночка в суде, получает 25 рублей штрафа за мелкое хулиганство, ночь провела в милиции, в камере для административно задержанных. Устроила истерику и драку в стиле "маленькой Веры" на почве ревности, парень бросил ее и женится на ее подруге.

Второй главный герой фильма в прошлом слесарь-сантехник, а ныне аферист-рецидивист, 50-ти летний Евгений Степанович Иванов, или просто Степаныч. Играет его Алексей Жарков. Вот он вышел на охоту. Солидный прикид по тем временам - дубленка, пыжиковая шапка, мохеровый шарф, "дипломат" в руке. Острый внимательный взгляд, выискивающий очередной жертву - предложить пару баночек икры и батон сервелата, или помочь обменять квартиру со Жданова на Москву, или содействовать в приобретении "Волги". Взять предоплату с лохов и исчезнуть. А если лох потом случайно встретится, предьявить справку о невменяемости и опять исчезнуть. Образ обаятельного плута удался Жаркову.

-2

Но если снять с него дубленку, шапку и шарф, то вместо солидного мужчины перед нами предстанет какой-то облезлый, похотливый козел, сластолюбиво бегающий за молоденькими девочками. Вот здесь Жаркову в образе "старика Козлодоева" не очень веришь, много наигрыша. А может это был такой замысел авторов фильма?

-3

Перед девчушками этот прожженный аферюга представляется кинорежиссером. Специально попросил сына, который работает фотографом на киностудии сделать ему снимок с известными артистами. Вот он дружески обнимает руководителей Советского государства и партии - т.т. Калинина, Сталина и Ворошилова. На продавщицу магазина "Фаянс-Фарфор" молоденькую Жанну фото действует безотказно.

-4

И как представляется, здесь Хмелик с Пичулом элегантно и непринужденно прошлись по Станиславу Иосифовичу Ростоцкому, вернув ему его "скотов" в такой аллегорической форме афериста -"режиссера", потертого старичка-бодрячка, любителя молодок.

Действие фильма развивается в Москве, провинциальном областном северном городе и в Сочи. Сюжетные линии Лены Конкиной и Степаныча, в начале фильма пересекшись, расходятся, существуют независимо друг от друга, и только в конце сходятся в том самом городе Сочи, который ими представляется, как советская "земля обетованная", и где каждый и находит конец свое своей "бессмысленной" жизни.

В фильме нет ни одного положительного героя. Ни в Москве, ни в провинции, ни в Сочи. Вот москвич, великовозрастный недоросль, публичный онанист, с характерной фамилией Губанищев. Он постоянно мелькает на втором плане в московских эпизодах. Играет его Игорь Золотовицкий. Кто же мог предполагать, что карьера будущего ректора Школы-студии МХАТ начнется с роли полудурка, публичного онаниста и мелкого хулигана. Но очень запоминающаяся роль.

-5

Вот это родной сын Степаныча Борис, фотограф на киностудии. Очередной мачо в исполнении Андрея Соколова, наглый, самоуверенный, не питающий к папаше никаких родственных чувств. Такое развитие образа Сережи из "Маленькой Веры". Отбивает у папы молоденькую, смазливую дурочку Жанну-продавщицу(она - это тоже развитие образа маленькой Веры), из такой же простой, рабочей семьи, где папаша зовет жену "овчаркой" и пьет тайком от нее. Отбил сынок девицу, папа с нее пылинки сдувал, прикоснуться боялся, а сынок ее в пять секунд в койку затащил. Да еще и врезал папе за все хорошее прошлое по прооперированному животу. Это месть за Сергея из "Маленькой Веры". Ну, а чем не "скоты"?

"Папа, десять лет не виделись! Сейчас я тебя буду маленько бить. А с твоей девушкой спать."
"Папа, десять лет не виделись! Сейчас я тебя буду маленько бить. А с твоей девушкой спать."

Пока Степаныча Борис и Жанна водят за нос, втайне совлекаясь между собой, Елена Игоревна Конкина отправилась по поручению клуба кинолюбов в далекий северный областной центр ( снималось в Калуге), вручить ценный подарок на 75-ти летие актеру местного драмтеатра Федору Стрельникову, мастеру киноэпизода.

Далее действие происходит в провинциальной, высокодуховной среде местной театральной и медицинской элиты. На Лену сразу же западают три "хорька" из этой самой "илитки" - главврач тубдиспансера Стрельников, директор местного драмтеатра Зарамушкин, и лейтенант милиции Кондаков. Никакая "Маленькая Вера" не сравнится с этой "илиткой" по уровню разврата и употреблению алкогольных напитков от марочного вина до самогона, который они разливают, как родители Василия Пичула, в пустые бутылки из под элитной водки и коньяка. То есть это более высокий уровень "скотообразования" по терминологии С. И. Ростоцкого, чем в "Маленькой Вере". Простой шоферюга папа Коля из "Маленькой Веры" просто святой человек.

И как-то сразу всем вышеназванным трем высокодуховным личностям, аа проще говоря "хорькам", захотелось "комиссарского тела" заезжей московской студентки. Наверное, чтобы набраться еще больше качественной московской духовности.

Нет есть, конечно, и "высокодуховность". Вот молоденький режиссер театра делится с юбиляром Федором Стрельниковым своими планами поставить вполне в духе времени трилогию - "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ" в трех вечерах ( наверное, на каждый том по вечеру), и "Красное колесо" , сколько тут потребуется вечеров не говорят, потому как сам режиссер "Колесо не читал, и не представляет эту махину, жизни не хватит это поставить на сцене.

Актуальные мотивы звучат и в разговоре Лены и старика Стрельникова. Старик изрядно поддав на юбилее самогонки, что гонит директор театра, мечтает вырваться из этой "высокодуховной" среды и уехать в деревню к некоей Лизе, с которой он познакомился еще в лагере. Намек, что дедушка "жертва необоснованных репрессий".

-8

Бедная Лена, выпив три бутылки вина в компании с милиционером и главврачом, которому в гостиничный номер, куда поселилась гр-ка Конкина, постоянно по наущению матери звонят его дети, требующие, чтобы он оставил "тетю из Москвы" ( это че, не "скотство"?), а за милиционером вообще приходит тесть вместе с внуком, выбирает в конце концов главврача, как наиболее "высокодуховного".

Вот они уже целуются в его подъезде, и Лена предлагает сбежать вместе в Сочи.

-9

Но тут происходит просто гениальная сцена. На лестничную площадку выходит персонаж из тех, кого Ростоцкий назвал "скотами", завхоз тубдиспансера Раиса Петровна в исполнении замечательной актрисы, мастера эпизода, Олеси Ивановой. Увидев целующихся своего начальника и некую девицу, она, "по-скотски", сделав вид, что не узнала ни кого, самым "скотским" голосом рявкнула: "Опять зассали все!". Пуганула так.

-10

А потом, как ни в чем не бывало, давай говорить начальнику, что прохудилась крыша в диспансере и ему надо звонить по начальству, выбивать кровельное железо. Главврач в шоке, хотя, наверное, это не первый случай, когда его застукали с походом налево. А Раиса Петровна в предвкушении, как она завтра проинформирует весь диспансер, что застукала начальника с заезжей москвичкой. "Скотство".

В общем, никакой высокой духовности нигде нет, что в Москве, что в провинции. Что в провинциальном областном театре, что в семье шофера и диспетчера со швейной фабрики, одинаково пьют самогоночку, и еще неизвестно кто больше, и также в одинаковых количествах вступают в сексуальные отношения с первым встречным-поперечным. И авторы фильма как-то надо было завершать картину. Увеличивать количество пьянок и половых актов за счет их качества - это было бы неправильно. И тогда они просто решили рубить концы. Как в "Маленькой Вере". Убить главных героев. Чтобы не мучились во всем этом "скотообразовании", yj напоследок отправив их погулять в Сочи.

Каждый своим путем и по своей причине прибыл в Сочи. Степаныча бросила Жанна, Лену исключили из института за старую драку на почве ревности. И они встретились вновь, в начале фильма Степаныч кинул мау Лены на 30 рублей, пообщав кирки и сервелатику. У Степаныча уже имелось стойкое суицидальное намерение после измены Жанны, и он вовлек в него и Лену, которая никому не нужна. Вот это я уже не одобряю. Ну решили они напакостить Станиславу Иосифовичу Ростоцкому, но зачем же ему смерти желать? Но это только мое оценочное мнение.

Чтобы умереть смертью легкой и назло всем, Степаныч и Лена накупили бытовых пятилитровых газовых баллонов, складировали их в ванной гостиничного номера. И решили написать прощальное письмо. Но тут в номер пришел заселяться лихой лейтенант Кондаков, его отправили на учебу в Сочи. И очень обрадовался, увидев девушку своей мечты Елену Игоревну Конкину. А Степанч то был во всесюзном розыке, и Кондаков его узнал. И попытался задержать. Но Лена и Степаныч связали Кондакова и отправили в ванную, там он упал с высоты собственного роста и получил открытую ЧМТ, повлекшую смерть.

И сбежать нашим компаньонам по суициду не удалось, замок в двери сломался. Вот они сидят в полной прострации под дверью и ждут свою судьбу. В ванной труп милиционера. Степаныч во всесоюзном розыске и третий срок из-за язвы желудка не выдержит. Лена попала в полном блудняке совершенно не по делу. За сопротивление представителю власти и несторожное убийство милиционера Степанычу 10, а ей, как сообщнице, восемь лет реального. Папа Коля в свое время хоть легко отделался, помер от инфаркта. А тут - полный кирдык. Депрессуха похлеще "Маленькой Веры".

-11

И что им делать? Выброситься с балкона четырнадцатого этажа? Не вариант. Степаныч уже рассматривал такой способ самоубийства. Внизу деревья, ветки самортизируют. Не убьешься, а только покалечишься, и потом все равно тюрьма. Сдаваться с явкой с повинной? Скорее всего. Степаныч отмажет Ленку, все возьмет на себя, а она ему будет носить передачи. И возникнет у них серьезное чувство. Как у настоящих "скотов".

Вот такое мое, личное оценочное мнение этого загадочного фильма Марии Хмелик и Василия Пичула "В городе Сочи темные ночи". Только сильно не ругайтесь, а если будете возражать, то мотивированно. )))