После нас — хоть потоп: насколько важна ответственность перед будущим?

122 прочитали

Фраза "После нас — хоть потоп" стала выражением крайней безответственности в отношении будущего, проявлением легкомыслия и эгоизма. Люди произносят ее обычно шутя, поскольку любому нормальному человеку понятна безнравственность ее смысла. Говорят, это высказывание принадлежит прелестной маркизе де Помпадур. Она произнесла ее в тот момент, когда художник Морис ле Латур писал ее портрет (кстати, превосходный) в присутствии короля.

В тот ноябрьский день 1757 года пришло известие с полей Семилетней войны: прусская армия Фридриха Великого разгромила более многочисленную французскую. Людовик XV был в расстройстве, и маркиза, утешая его, произнесла эту фразу. По другой версии, ее произнес сам король.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Морис Кантен де Латур. "Портрет маркизы де Помпадур"
Морис Кантен де Латур. "Портрет маркизы де Помпадур"

Впрочем, неважно. Рассмотрим саму проблему: должны ли люди жить сегодняшним днем, или надо жить со взглядом на будущие поколения, чтобы им не пришлось все время разгребать ту кучу проблем, которую мы им оставили? А о нас-то думали наши предки, оставляя нам решение порожденных ими проблем? Была ли ответственность за будущее естественным явлением в прошлом, или она была осознана только за последнюю пару столетий?

Думать о наследстве, оставляемом детям, естественно, и подобная ответственность возникла вместе с человеком как порождение родительского инстинкта. Но когда люди начали думать в подобном ключе об обществе в целом?

Картинка из открытого источника в Яндексе
Картинка из открытого источника в Яндексе

Человек ощущает время как череду растянувшихся одно за другим событий. В этой череде он видит себя как постоянно находящегося в данный момент в данном месте. Все это меняется непрерывно, но для человека это всегда данный момент. Его мысли о будущем тоже входят в настоящее. Для людей всегда было естественным строить личные планы, видеть цели, в том числе относительно своих детей и внуков. Но общественное историческое самосознание развилось в людях позже, чем индивидуальное.

При господстве религиозного мировоззрения ответственность перед будущим воспринимается прежде всего как сохранение и передача традиционных ценностей. А там как Бог решит. То есть, люди снимают с себя личную ответственность перед будущим. Она может возникнуть только в условиях, когда личность и социальная группа понимаются как главный субъект истории, от которых напрямую зависит грядущее.

Когда люди полагаются только на себя, они не считают, что следующие поколения сами как-то разрулят полученные от них в наследство проблемы. Ведь у них будет полно новых проблем, а тут еще за предками подчищать. Ответственный подход за будущее начал развиваться в Новое время, и сейчас такая позиция считается нормой этики.

Читайте еще на моем канале:

Цивилизация риска: что это такое

Как отличить реальную новость от фейковой или манипулятивной