Выражение "Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги", цитата из стихотворения Л.Н.Толстого "Песня про сражение на реке Черной" (4 августа 1855 года). Сегодня это можно трактовать по другому, но, видимо, смысл тот же...
Коллеги! Наша ассоциация активно продвигает развитие межгосударственной стандартизации в области водородных технологий. Имплементируются стандарты ИСО и МЭК. Для людей, ориентирующихся на формирование водородной промышленности в РФ на основе гармонизации национальной, межгосударственной и международной стандартизации, это имеет существенное значение. Если учесть, что в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 57564–2017 Росстандарт обязан максимально использовать положения международных стандартов с целью расширения их применения и содействия распространению среди специалистов соответствующих отраслей, наши предложения должны были бы получать приоритет, учитывая научно-техническую значимость тематики. Но вот уже несколько лет, после "скандальной" реорганизации ТК 029, "отменившей" межгосударственную стандартизации в нашей области деятельности, мы не можем добиться решительных мер, направленных на развитие межгосударственной стандартизации. Страны-участники, по примеру Росстандарта, тоже активно внедряют свои "суверенные" стандарты. А наши предложения тонут-пропадают в анналах Регулятора и сопровождаются формальными информационными выбросами - ответами, не имеющими, в подавляющем большинстве, практического применения. Негативный эффект "разгармонизации" межгосударственной стандартизации в области водородных технологий будет не сразу. Это процесс "мягкой" бесхозяйственности даст о себе знать, когда водородные технологии хлынут на рынок стран СНГ, а наша страна останется в стороне от этих инновационных процессов. При этом, разрабатываемые "водородные" стандарты МГС оказываются гармонизированы с ИСО и МЭК, но не идентичны между собой. Почему наши коллеги уже несколько лет не видят дальше своего носа. Видимо, рассчитывают, что кто-то это сделает за них. А, может быть, они просто случайно попали в эту тему, в погоне за поиском лучшей доли, и теперь им некогда заниматься тем, что "отжали" у энтузиастов этого дела. Эксперты нашей ассоциации с такой недальновидностью сталкиваются уже несколько лет. В конечном итоге все будет так, как должно быть по Закону 162-ФЗ, но будет упущена инициатива, а значит и выгода, и из лидеров мы превратимся в аутсайдеров на пространстве СНГ. http://h2org.ru/images/stories/20230820_out_nhea_rosst.pdf
Может ли бюджетная экономика развивать интенсивные методы инновационной деятельности? Видимо да, но только в определенных отраслях, в которых производственные процессы определяют суверенность государства в целом. И этот суверенитет, условно говоря, находится под контролем "партии и правительства". В остальных случаях бюджетный мир живет в условиях экстенсивного развития. Давайте не будем обо всем сразу, а "углубимся" в области стандартизации водородных технологий. Что мы с вами видим? На первом этапе группа энтузиастов, инвестировала свои материальные и интеллектуальные средства в развитие системы стандартов в сфере водородных технологий. Не стояла задача заработать на написании ГОСТ Р. Цена вопроса гораздо значительней - создание водородной отрасли. Да "ровно" было на бумаге, но вмешались "идиоты" (шутка))... Группа "рейтеров" захватила эту тематику из расчета слегка заработать на "писательской деятельности". Развитие отрасли в целом оказалось за рамками понимания будущих писателей. За 30 коп. эти "бизнесмены" экстенсивной деятельности порушили все амбициозные планы отраслевого уровня и за крохи, по недопониманию, хотели похоронить всю тематику в целом. Масштаб будущей отрасли был нашим коллегам не доступен. Стартапы, единороги и IPO, вот о чем думали представители институтов "УДАЧИ". Смешно! Но оказалось грустно. Когда стали формироваться отраслевые задачи, стало очевидно: даже того, что сделано по ГОСТ Р и ГОСТ мало. А как быть дальше? Инвесторов напугали, а денег то нет и держаться не за что...
А если бы Регулятор был похитрее... Развернул репутационную компанию о том, что создана нормативная правовая база, соответствующая мировому уровню, позволяющая инвестировать в перспективную отрасль "зеленой" энергетики средства с высокой доходностью. В качестве гарантии предложил бы использовать передовую систему стандартов и обещал бы соинвестирование под залог дальнейшего развития ГОСТ и ГОСТ Р, за счет бюджета. Может быть, дело бы и пошло. Но вмешались "шестерки" от науки и начали рвать все на части и тащить на себя бюджетную составляющую. Ну, какой-нормальный бизнес будет инвестировать в эту аномию. Идиотов-net...
Государственная политика не имеет второстепенных тем. Любое отставание сегодня в развитии, например, водородных технологий, приведет к потере экономического потенциала страны завтра. Попытка системного ограничения в развитии этой области энергетики не повысит эффективность реализации других энергетических продуктов. По существу, некоторые опасения нефте-газового сектора, которые имеют место сегодня на национальном рынке, не продуктивны. Потребитель всегда прав, эта «потертая» со временем истина, не потеряла своей первоначальной значимости и остаётся справедливой в отношении и энергетического сектора экономики. Пытаться навязать потребителю товар или услугу занятие не из лучших. Такую стагнацию, которую мы видим в сфере водородной энергетики, уже невозможно скрыть или прикрыть эфемерными мероприятиями репутационного толка. Мы видим, как реформируется рынок и «суеверие» о том, что если посмеяться над «Гретой», то это прибавит денег, не работает. Со времен ГОЭЛРО энергетика строилась всей страной, не для того, чтобы почивать на «лаврах» и рассказывать, что лучше нефте-газа ничего нет и быть не может. Когда-то не было ни того, ни другого и паровые автомобили на дровах и угле считались пределом совершенства. Кстати, НАМИ, до последнего бился за развитие парового автомобилестроения. Рекомендую книжку Юрия Буцкого, там можно увидеть разработки института в этой области. Очень интересно. https://abs-magazine.ru/article/parovozi-na-rezinovom-hodu-chastj-1-gruzoviki. Даже в области стандартизации, не смотря на внешнюю успешность работ, связанных с разработкой ГОСТ Р, просматривается кризис «здравого» смысла. По существу, работает «Союз» писателей. Но система в промышленном масштабе, для чего, собственно, она и разрабатывается, не работает. Стандарты отдельно, а пилотные и другие проекты отдельно. Некоторые горячие головы из различных ФГБУ откровенно «саботируют» применение ГОСТ Р на практике. Например, Крыловский центр опасается общественного контроля со стороны Ассоциации НАВЭ. Если кто-то думает, что мы будем навязываться и «плакать», что нас не пускают посмотреть как работают «наши» стандарты, это ошибочное мнение. Сегодня мы уже можем сказать, что ВЗС для Прогулочного судна на ТЭ, разрабатывается с нарушением Закона 44-ФЗ. А когда будут подписаны акты приемки-сдачи ВЗС без приглашения общественности, несмотря на такую просьбу, можно будет утверждать, что коррупция, пониженная социальная сознательность и проявлениние склонности к криминалу имеют место быть. Наблюдать, не «вымогать”, процедура бесплатная, но эффективная. И если коллеги, активно «хвалятся» перед гражданским обществом о своих успехах, то их надо демонстрировать. В противном случае это называется «треп»…