Найти в Дзене
La_Na Tomsk

Про авантюризм, мороженое и отмороженных.

Говорят, что здесь зимой бывает так холодно, что смех застревает в горле и душит человека насмерть»
Джордж Мартин

Я всегда думала, что с возрастом дух авантюризма из людей постепенно испаряется. Чем старше мы становимся, тем больше тянет не на подвиги, а на любимый диван. Лёжа на котором, мы с гордостью и некоторой грустью вспоминаем, что вот когда-то мы «ого-го что творили»! Да, в общем-то, мы бы и сейчас «ого-го»! Но всегда что-то мешает. Причин много, но чаще всего под ними скрываются лень, извечный вопрос - «А нафига?» и накопленный с годами опыт последствий таких «ого-го».

И другие накопления тоже мешают)
И другие накопления тоже мешают)

Но со мной в этом плане явно что-то не так. Похоже, сломался испаритель. С завидным постоянством из года в год я продолжаю ввязываться во всяческие авантюры, причем часто неожиданно даже для себя )

Вот и в этот раз вышло также. В смысле, неожиданно. Стоило Жене Рогозину бросить клич в болталке Томской прогулки о новой прогулочной авантюре, как вы думаете: кто же вызвался первым? Благодаря курсам машинописи, печатаю я гораздо быстрее, чем соображаю) Чтоб вы понимали скорость принятия решения: за 10 минут до этого я радостно писала детям о том, как же хорошо, что у меня отменилась поездка на заимку с ночевкой как раз из-за предстоящих морозов, и можно будет все выходные сидеть дома в тепле. Посидела, ага).

И даже прогноз на субботу меня не смутил )
И даже прогноз на субботу меня не смутил )

Прогноз на субботу действительно выглядел устрашающе: в разных источниках фигурировали цифры от - 33 до - 35. Но в итоге реальность оказалась даже страшнее прогнозов:

Большое Протопопово, 9 утра. За бортом -38
Большое Протопопово, 9 утра. За бортом -38

Субарик с утра покапризничал, но завёлся, тем самым лишив меня последнего шанса соскочить с мероприятия. Собирая перекус в дорогу, я открыла холодильник. «Берите только то, что можно съесть на морозе!», - вспомнила я слова Рогозина, закрыла холодильник и открыла морозильник). В морозильнике оказались сало и шоколадная колбаса. Именно то, что нужно в -35! Так, ещё чай, коньяк, запасные носки и кофта - мозг как мог отвлекал себя от назойливого вопроса «А нафига?» ))

В назначенное время на месте сбора оказались все участники, кроме… самого Рогозина. Вернее, в начале он был, но потом исчез. Сбежал, гад! )) «Организаторская миссия выполнена, дальше давайте уж как-нибудь сами!» - весело прокомментировали мы факт его побега. Но нет! Женя не из тех людей, что сбегают от трудностей. Он скорее из тех, кто сам себе эти трудности создаёт и сам же их успешно преодолевает!) Что и подтвердило его эффектное возвращение в руках с… мороженкой. Вам когда-нибудь хотелось мороженого в - 35? Если вы ответили «да» на этот вопрос, то вы - Рогозин.

Итак, шестеро «отморозков» в 10 утра загрузились в автобус до Синего Утёса и помчались навстречу приключениям. В автобусе пассажиры косились на нас как на идиотов и даже поинтересовались: мол, куда это мы собрались? - «Да гулять, погода хорошая!» - «Так мороз же!» - «Ну да, зато ни комаров, ни мошек))» - «Ну-ну, посмотрим на вас на обратном пути!» - «А мы обратно не поедем, мы пешком до Томска пойдём» - сказали мы, уже выходя из автобуса. «Да уж конечно!!! Как же!! До Томска они пойдут! Аха-ха!! Совсем охренели!» - неслись нам вслед подбадривающие напутствия. Похоже, у пассажиров маршрутки слово «авантюризм» ассоциировалось исключительно с тяжёлым психическим заболеванием.

Банда отморозков. Слева направо: Саша, я, Сергей, Максим, Женя. И ещё Гуля за кадром
Банда отморозков. Слева направо: Саша, я, Сергей, Максим, Женя. И ещё Гуля за кадром

Спускаемся по тропинке к Томи, любуясь красивущими видами. Ребят, ну не увидишь такого ни по телеку, ни в интернете, ни на фото! Красота - она многомерна и воздействует комплексно на все органы чувств сразу: и вдохом морозного воздуха, и хрустом снега под ногами, и лучами яркого солнца, слепящего глаза.

Вдоль Синего Утёса по хорошо накатанной снегоходной тропе выходим на просторы Томи. На реке - погода мечты! царит полный штиль и безветрие.

Перестраховавшись, мы все довольно основательно утеплились. Но в безветренную солнечную погоду -35 не ощущается совершенно! А при интенсивной ходьбе вообще становится жарко! Поэтому через некоторое время мы остановились, чтобы снять с себя лишнее. У Жени лишним оказалось практически всё).

Сняли лишнюю одежду, а заодно и морозный видео-шок-контент, одели обратно сопротивляющегося Рогозина, отлепили мороженку от его усов и потопали по широким снежным просторам Томи в сторону Томска.

Эта часть маршрута была довольно-таки активно изъезжена снегоходами, так что можно было не только идти по накатанной буранке, но ещё и выбирать среди них наиболее ровную и укатанную. Местами попадались следы эпичной борьбы снегоходчиков с наледями, происходившей, видимо, в более тёплую погоду. Месиво из воды, мокрого снега и льда хаотично застыло - совсем как грязь на осенних дорогах, когда подморозит.

Две дороги - две судьбы ) Снегоходу справа, похоже, пришлось нелегко
Две дороги - две судьбы ) Снегоходу справа, похоже, пришлось нелегко

Боялись ли мы провалиться под лёд? Я поначалу да. Но потом Женя показал мне одну полезную штуку, как раз для любителей шататься по льду. Места, где вода не замерзла, определить на реке очень просто - над ними поднимается пар. В такой мороз это видно особенно хорошо:

Вдалеке виден поднимающийся пар от незамёрзшей воды
Вдалеке виден поднимающийся пар от незамёрзшей воды

Но правда это знание не спасает от возможности угодить в наледь: это когда лёд трескается в силу разных причин и вода выступает на лёд. Главное коварство наледи в том, что под снегом не видать, где там что-то треснуло и что-то выступило. Наледи - это настоящий ад для снегоходчиков. Выбираться из неё долго и, как правило, дорого). Мы, даже с учетом всех слоёв одежды, были, конечно, легче снегоходов, но сходить с проверенной весом техники накатанной дорожки желания не возникало.

Впрочем, вскоре хорошо накатанные дорожки закончились. Остались только слегка заметённые и совсем заметённые. Это всё равно было лучше, чем идти по целине, но гораздо более энергозатратно. Мы пыхтели и потели так, что вскорости все обросли инеем, как настоящие арктические полярники. Я освоила искусство очень быстрого моргания, чтобы верхние и нижние ресницы не успевали в процессе слипнуться между собой). Зато в этот раз не досаждали текущие сопли - они замерзали прямо в носу и вылетали оттуда уже сформированными звонкими сосульками (сразу вспомнился «День Радио» и рассказ про то, как у Камиля упала сосулька из носа и убила собаку!)) Хорошо, что в анонсе маршрута Женя написал, что собак с собой не берём!))

Так, пыхтя, индевея и разбрасывая сосульки, мы миновали место нашего замечательного летнего купального ночлега (трудно поверить, что когда я была тут последний раз - было все +30, а сейчас наоборот) и вышли к Шеломку. Я на всякий случай спрятала подальше телефон ))

Сначала мы планировали дойти до Шеломка, подняться на него и дальше идти уже поверху. Но мы и так уже все употели, лезть в гору никому не хотелось. «Плох тот план, который нельзя изменить!», - единогласно решили мы. И, перекусив свежеморожеными пирожками, плюнув звонкой сосулькой на план), пошли дальше по реке.

Пока мы шли по Суровской протоке - стоял полный штиль. После Шеломка протока кончилась и штиль тоже, временами начал налетать лёгкий ветерок. К тому же нам пришлось свернуть ближе к берегу, потому что здесь уже топать посреди реки было опасненько. А чем ближе к берегу, тем, увы, меньше солнца. И хотя грело оно больше психологически, чем физически, без солнышка было как-то совсем неуютно.

Последние метры по солнышку
Последние метры по солнышку

А что надо делать, чтобы не замёрзнуть на ветерке, да в тени? - Правильно, ускориться! Мы просто чуть прибавили ходу и наши внутренние теплоносители тоже прибавили жару.

Вообще, в этом походе я ещё раз убедилась в том, что фраза «Движение - жизнь» - это не простая банальность, а глубокая правда жизни. Пока человек может дышать, соображать и двигаться - он никогда не сдохнет! В процессе ходьбы я чувствовала себя настоящей автономной теплосистемой: тепло зарождалось где-то в центре меня и распространялось волной по всему телу до кончиков пальцев. Да так, что даже таяли замерзшие сопли в носу!) Наверное, именно так работает та самая энергия туммо, которую используют тибетские йоги-респы. С помощью внутреннего огня, сидя на снегу при минусовых температурах голышом, они высушивают на себе целые комплекты мокрого постельного белья, как нефиг делать)

Такого уровня дзена мы, конечно, ещё не достигли (хотя за Рогозина не ручаюсь)), поэтому втопили так, что чуть не потеряли Гулю. Опомнились уже на Синих скалах.

Синие скалы зимой превращаются в белые
Синие скалы зимой превращаются в белые

Дождались Гулю. «Чуть помедленнее, кони!» - читалось в её глазах. Вообще, конечно, после Шеломка идти стало ещё тяжелее: буранка тут была совсем условной, только в виде направления и тропить приходилось почти как по целине. По прилагаемым при такой ходьбе усилиям каждый километр шёл за два. На особо заметённых участках - даже за три ). Гуля призналась нам, что обнаружила в себе какие-то новые мышцы, которые раньше при обычной ходьбе не проявлялись и всегда вели себя хорошо. А вот такой упоротый стиль ходьбы им решительно не понравился, они стали саботировать, безбожно ныть и отказываться работать.

Ладно, собираем силу воли в кулачок на последний рывок до Аникино по еле угадывающейся в снегу тропе. И вот наконец-то под ногами твёрдая дорога, а не рыхлый проваливающийся снег!

В Аникино мы теряем Гулю, её вновь найденные ноющие мышцы готовы идти только до автобусной остановки. Мы же топаем дальше и выходим на тропу здоровья, по которой нам предстоит пройти оставшиеся километры.

При виде тропы здоровья у меня тоже сразу всё заныло ) Вспомнилось, как я ковыляла по ней в свой первый полтинник на негнущихся ногах. Опять эти ЗОЖные бесконечные спуски и подъемы!

И тут Рогозин говорит: «Вы как хотите дойти: долго и скучно или быстро и весело?» Мы чуть пирожками не подавились. Ну и выбор! Вот по-любому, когда в раю Змей-искуситель уговаривал Еву попробовать яблочко, он приходил к ней в образе Рогозина ))

В нашем же случае «быстро и весело» означало начхать на тропу здоровья и пойти напрямки с одним нормальным таким спуском и одним нормальным таким подъемом. При этом тропа отбирала у нас здоровья на пару километров меньше.

Так, существенно разнообразив и сократив остаток маршрута, мы вышли на финишную прямую к Буревестнику. Здесь, на широкой и твердой дорожке можно уже было не дышать друг другу в спины, пыхтя и наступая на пятки, а идти рядом и спокойно разговаривать. Так мы разговорились с Сергеем. «А в Москве сейчас +2 и дождь!», - начал он стандартно разговор о погоде) - «Да? А ты откуда знаешь?» - «Да я только оттуда» - «Так, погоди, я не поняла, ты что, только с самолёта??!!!» - «Ага. Сегодня утром прилетел».

Ребят, вы представляете?! Утром прилетел и сразу же в поход. Настоящего тру-прогульщика ничто не может остановить! ) Ни мороз, ни перелёты, ни другой город, ни даже другая страна (привет, Миша! я знаю, что хоть и удаленно, но ты тоже был с нами!). И это никакое не геройство. И не позёрство. И не желание кому-то что-то доказать. И даже не слабоумие в тяжёлой форме )

Мы просто очень любим гулять! ) Айда с нами!

Томск, 21.01.2023