Есть интересная категория песен - важных, но не вписывающихся в рамки радиоформата или, скажем, клипа. Они известны лишь по альбомам и концертным исполнениям. И в этих песнях группы позволяют себе больше раскрыться, уходить от каких-либо ограничений, творить, как оно творится. Вот несколько таких вещей.
Nirvana - Endless, Nameless (1991)
6:44
В это трудно поверить, но сегодняшний рок-гуру Дэйв Грол, один из лучших барабанщиков мира, в момент записи Nevermind играл не очень ровно. Звукорежиссер пластинки Бутч Виг даже рекомендовал ему стучать под метроном. В один из дней, после неудачной попытки записать Lithium, Курт, неудовлетворенный игрой Дэйва, предложил группе просто поджемовать. На следующий день спонтанная запись была отслушана, и ее было решено включить в альбом в качестве завершающего секретного трека. Из-за раздолбайства издателей идея была реализована лишь во втором издании. Между тем Endless, Nameless стала той мощной песней-кодой, под которую на концертах шла ломка инструментов. Также интересно, что для создания нужного звучания Курт и Крист сильно понижали строй. В итоге Endless, Nameless стала самой тяжелой и самой эпичной песней группы. На гладко звучащем Nevermind трек стал неудобной шероховатостью, авангардным вызовом и действом, за которые я Nirvana, собственно, и люблю. Так что хоть Smells like teen spirit и не в пример известнее, Endless, Nameless - важнее, потому что именно этот трек выражает настоящую суть Nirvana.
Soniс Youth - The Diamond Sea (1995)
19:35
Очень красивая песня Soniс Youth. И очень длинная. В ней много чего происходит. Один пласт песни - это обычная баллада с поп-гармониями. Другой пласт - фирменный нойз-беспредел, которым славится группа. И вот эти слои перемежаются и накладываются друг на друга в причудливых сочетаниях. В определенные моменты здесь звучит просто черти что. А потом - раз - и снова поп-песня. Создается невероятный музыкальный ландшафт: просто физически начинаешь слышать плеск этого самого бриллиантового моря. От понимания того, что во всей этой сложной истории нет ни одной случайной ноты и звука - становится даже немного некомфортно. Сотворить такую песню стоило огромного труда. И результат был достингут: композиция звучит атмосферно, сыграна круто. Терстон Мур, Ли Ранальдо, Ким Гордон и Стив Шелли - настоящие кудесники.
Placebo - Evil Dildo (1998)
7:58
Альбом Without You I’m Nothing был написан под сильным влиянием музыки американских рок-динозавров-авангардистов. Помню, что на этой кассете даже было написано, что Placebo - это британский ответ Sonic Youth. Да, вот именно так. И хотя Брайан Молко и компания всегда тяготели к поп-музыке, ко “в лоб” сделанным хитам, именно этим своим альбомом они отдали дань уважения своим учителям и в той же Evil Dildo развернулись не на шутку. Помимо собственно филиала гитарного ада здесь присутствует и густая электронная подложка, и сэмплированный речитатив, и плавающий темп. И еще это единственное произведение, в котором Брайан играет на басу.
The Distillers - Deathsex (2003)
12:17
На самом важном своем альбоме Coral Fang панк-альтернативщики выдают целую обойму хитов. А Deathsex пластинку завершает. Начинается этот номер, как типичная бодрая панк-песня, однако вокал здесь весьма мрачный. Далее следует какофония из фонящих гитар вперемежку с пущенными задом наперед вокалами. Все это перерастает во вторую бодрую часть, которая звучит еще более мрачно и постепенно разваливается на составляющие. Звучит все вполне себе авангардно. Шикарная песня для того, чтобы эпично завершать ею концерт, возя гитары по сцене. Сделано все здесь с большим вкусом и со знанием ремесла. Словом, лучше бы лидер коллектива и многодетная мать Броди Далль уделяла побольше времени творчеству, а не судебным тяжбам с бывшим супругом Джошем Хоммом. Жаль, что The Distillers записали до обидного мало музыки. Хотя, может быть, что-то еще и выпустят.