Найти тему
Вести: Приморье

Бесценные свидетельства культуры народа удэге хранят в Приморье

Этнический пикник на берегу Имана. На севере Приморья в национальном парке «Удэгейская легенда» стараются сохранить бесценные свидетельства культуры народа удэге. Обычаи, орнамент, кухню и, на сколько это возможно - язык. «Вести:Приморье» пригласили на берег реки на трапезу и задушевный разговор.

Репортаж Максима Каленника.

Тематический пикник на берегу Имана. Жители этих мест с его переименованием не согласны, величественную реку называют как на роду ей было написано, а вовсе не Большая Уссурка.

Евгения Ильичева (Сегдэ), методист по культуре удэге Национального парка «Удэгейская легенда»: «Мы собираем папоротник, шиповник, рыбачим. И подледная, и на сети, на удочку. Я тоже ловлю. Сети я вяжу, но не охочусь. А в детстве, да, принимала в этом участие. На изюбря ходили с отцом. Это было давно, мне было лет 12, мы пошли на угодья отца, и я была на лыжах, отец стоял в определенном месте, а я загоняла на него изюбря».

Она учредитель удэгейской общины «Олондо» и по совместительству - методист культуры удэге в нацпарке «Удэгейская легенда». Генетический код у Евгении не только в крови. Зов предков ей дорог напоминаниями о культуре народа. Фамилия по маме - Сегдэ. Значение слова затерялось где-то в истории и, быть может, его уже никогда не узнать, но сохранить бесценные крупицы души удэге считает своим долгом. От секретов кухни до тайных смыслов орнамента на одежде.

Евгения Ильичева (Сегдэ), методист по культуре удэге Национального парка «Удэгейская легенда»: «Змеи - кулига. Почему змеи. Это животное, которое живет и на земле, и на воде, и они помощники шаману, они помогают ему перейти из состояния земного в духовное. А теперь узоры, смотрите, это тигр! Он пьет воду из двух рек, из Арму и Имана. А это рыбный филин. Он сидит на ветке над Иманом».

Антропологи говорят, пока жив язык - живет и этнос. Глобализация мало что щадит, все приводит к единому знаменателю. Шанс у удэгейского на выживание есть. Если желающие на нем общаться будут.

Антонина Уза: «Моя приятельница была, царство ей небесное, приходила ко мне и говорила, удэгейка, и мы говорили только по-нашему, иногда призадумывались, но вспоминалось все равно».

Евгения Ильичева (Сегдэ), методист по культуре удэге Национального парка «Удэгейская легенда»: «А дети вырастут. Я очень горжусь, что у нас Белых Алина окончила университет имени Герцена в Петербурге и теперь она преподаватель удэгейского языка. 15 лет не преподавался язык удэге и за это время первый студент, который пришел и окончил».

Язык, обычаи, ритуалы. В свободное время Евгения вышивает костюмы и орнаменты в небольшой мастерской при Геологическом музее национального парка. Что-то, из сохранившихся крупиц родной культуры, впитывают дети. Только от желания этого поколения, почти как от последних из удэге, зависит выживание души лесного народа.