Найти тему
Михаил Драбкин

Вольск как самый красивый город на Нижней Волге

-2

-3

Волга считается главной русской рекой, но если поплыть по ней вниз, то быстро становится видно, что на самом деле это всегда был путь из России в степь.

-4
-5

Уже за Нижним Новгородом по правому берегу редеет лес, открываются лесостепные просторы. А уж когда великая река у Казани повернёт на юг, то леса становится всё меньше и меньше на обоих берегах: там раскинулось настоящее Черноземье, только посуше.

-6

А после того, как Волга тугой петлёй охватывает Жигулёвские горы, скользя мимо Самары, начинается настоящая степь, пыльная и сухая, и притоков у великой реки почти не остаётся.

И вроде тёплый юг, и неплохая земля, но чем южнее по Волге - тем беднее и неухоженнее регионы.

-7

И старого, и интересного ниже Самары становится всё меньше.

-8

Волга в своём нижнем течении стала русской рекой только после XVI века, и даже после этого далеко не сразу выросли в этих краях сколько-нибудь крупные города.

-9

Но потом, когда присоединённые земли были постепенно заселены, а поля - обработаны, то пошла по Волге не только транзитная торговля в азиатские страны, но и местный хлеб в другие регионы и за границу.

-10

И стали расти нижневолжские города.

-11

Например, Саратов к 1913 году стал третьим по величине городом (первым после столиц) в современных российских границах. Но Саратов остался пусть и не третьим городом, но всё равно одним из крупнейших городов страны, почти миллионником, где пусть и сохранился немаленький исторический центр, но многое было снесено, и много не самого красивого нового было построено в старом городе.

-12

А вот город Вольск, расположенный в сотне-другой километров выше Саратова - он пусть и не был никогда одним из крупнейших городов страны, но зато сохранился в своей старой части почти полностью.

-13

-14

-15
-16

Вольск (который изначально был "Волгском" в честь Волги) впечатляет обилием трёхэтажных дореволюционных зданий.

-17
-18

Их тут не меньше, чем в гораздо более крупном Саратове.

-19

-20

Аутентичность не менее важна, чем количество исторических зданий.

-21

Хотя и в Вольске есть пара мест с дешёвой современной архитектурой, которую попытались встроить в исторический квартал.

-22

Как и практически все старые волжские города, Вольск был городом купеческим.

-23

-24
-25

Но при этом уже в конце XIX века здесь появилась новая для страны отрасль - цементная промышленность.

-26

Высокие меловые холмы волжского Правобережья, окружающие Вольск с трёх сторон, дают неплохое сырьё для цемента.

-27

Эти же голые холмы, как в Саратове, обеспечивают эффектный фон для городского пейзажа, оттеняя вольские особняки и площади.

-28

-29

Да, в райцентре Вольске есть несколько площадей, что не так уж плохо и для областного города.

-30

Впрочем, ни одна из них не имеет названия.

-31

Даже главная, пешеходная, куда выходят трёхэтажный гостиный двор, местная администрация, главный торговый центр и картинная галерея (и такая есть в Вольске).

-32

-33
-34

-35
-36

С парками в Вольске не очень, как это обычно и бывает в степных городах.

-37

Ближе к северо-западному жилмассиву есть официальный Городской парк.
Но в старом городе вместо него - Центральный сквер, разбитый вокруг зданий универмага и дома культуры.

-38

Ещё есть Театральный сквер да, в этом райцентре и театр есть.

-39

Но самое бойкое место, как водится, находится в квартале северо-восточнее, где расположены рынок и автостанция.

-40
-41

-42

При не очень развитом железнодорожном сообщении автобусный транспорт остаётся в этом не самом маленьком городе практически без конкуренции.

-43

-44

Площадь с автостанцией соединяет пешеходный участок улицы Октябрьская, которая тоже имеет прямо-таки губернский вид.

-45

Перпендикулярно протянулся бульвар Революционной улицы.

-46

Расположенный в долине между приволжскими холмами, старый Вольск упорно придерживался правильной прямоугольной планировки екатерининских времён.

-47

Из-за такого рельефа центральная часть города вытянулась от Волги на бо́льшее расстояние, чем вдоль Волги.

-48
-49

И набережная Злобина, в которую Революционный бульвар упирается своим дальним концом, совсем недлинная.

-50

Но это настоящая набережная - впрочем, как без неё в традиционном, уважающем себя волжском городе.

-51

Есть и дебаркадер, хотя регулярного судоходства в городе давно уже не.

-52

Ренессанс волжского пассажирского судоходства последних лет не затронул Саратовскую область, и в регионе функционируют лишь пригородные рейсы и переправы.

-53

Есть переправа и в Вольске - тоже от набережной, рядом с дебаркадером.

-54

Ещё одно украшение набережной - донельзя советский мемориал Красной Флотилии.

-55

Была в истории волжского судоходства и такая немирная страница.

-56

В частности, Красная (она же Волжская Военная) флотилия подчинила власти красных купеческий город Вольск, почему-то не желавший добровольно подчиняться "диктатуре рабочих и крестьян".

-57

На другом от набережной конце Революционной улицы, с другой стороны центра находится ещё одна историческая городская площадь, тоже безымянная.

-58

-59

В её центре возвышается кафедральный Троицкий собор.

-60
-61

Это выдержанное в стиле "южного классицизма" массивное здание - на самом деле новодел, законченный в 2009 году.

-62
-63

Старый Вольск, стиснутый холмами, и выходит к Волге лишь узким фасадом.

-64

Но современный город всё же выплеснулся на соседние склоны, в другие долины и балки, и вытянулся вдоль главной русской реки километров на 10.

-65

Это совсем неплохо для города с населением 55 тысяч человек.

-66

Это всего лишь 5-е место в обширной и населённой Саратовской области.

-67

И, как и почти везде в российских регионах, население Вольска сокращается.

-68
-69

В 1989 году вольчан было больше почти на 15%.

-70

-71

Такая депопуляция - большая даже по меркам относительно неблагополучного Нижнего Поволжья.

-72

Значительная часть Вольска за пределами центра - не очень благоустроенные кварталы частного сектора, похожие на "горные посёлки" Саратова.

-73

Там, где рельеф перестаёт быть ровным, советское городское планирование вообще зачастую переставало работать. "Горные посёлки" - классический случай такого планировочного краха: на склоне сетка улиц становится хаотичной, водопровод и канализация нередко отсутствуют (как и покрытие на подавляющем большинстве улиц), что тут творится весной и осенью - можно представить.

-74

-75

Но, конечно, в Вольске это всё принимает куда меньший масштаб, чем в Саратове, а потом и не так плохо выглядит, а издали так и вовсе придаёт живописности городскому ландшафту.

-76

За опалёнными степным солнцем склонами холмов - другие балки и долины, выходящие к Волге, и там можно отыскать другие микрорайоны и кварталы вполне городского вида, нередко приуроченные, как водится, к конкретным промышленным предприятиям.

Другое магистральное направление развития города - от Волги, по долине Малыковского ручья, вдоль которого рос исторический Вольск. 

-77

И, в целом, это главное направление развития города: именно там, на севере и северо-западе Вольска, находится и главный жилмассив (Северный), и многие важные учреждения и институции, от районной больницы до железнодорожного вокзала и горнолыжного спуска.

Железнодорожный вокзал в этом приволжском городе, впрочем, играет совсем небольшую роль: в сутки тут проходит 1 пригородный и от 1 до 2 дальних поездов в сутки.

-78

Дело в том, что, с одной стороны, Вольск расположен на боковой и сравнительно малодеятельной железнодорожной линии (Сенная - Балаково - Пугачёвск) и, с другой стороны, единственная сейчас в городе пассажирская железнодорожная станция Вольск-2 расположена на северо-западной окраине.

-79

В конце XIX века, когда в Вольск впервые пришла железная дорога, станция располагалась гораздо ближе к центру города, но потом линию продлили за Волгу, проведя выше по склону волжской долины, и первый городской вокзал Вольск-1 оказался в конце тупиковой железной дороги, которая была со временем закрыта.