Найти в Дзене

Ушла эпоха: подводим итоги окончания пандемии в Нижегородской области

На днях Всемирная организация здравоохранения объявила о завершении пандемии во всем мире. По данным ВОЗ, от коронавируса скончались не менее 20 миллионов человек. Циркуляция вируса в Нижегородской области еще продолжается, однако ковида теперь опасаются не больше, чем банального гриппа. Эксперты PolitBook оглядываются назад, чтобы понять, чему нас научили эти два непростых пандемийных года.

Регион был готов к появлению вируса

6 марта 2020 года в столице Приволжья был выявлен первый случай заболевания. Тогда-то нижегородцы впервые осознали, что опасная инфекция уже не в далеком Китае, а совсем рядом. Первым пациентом в Нижнем Новгороде стала 26-летняя девушка, прилетевшая из Милана. Она вернулась из Италии еще в конце февраля с небольшими признаками ОРВИ, однако вскоре тест подтвердил наличие коронавирусной инфекции. Поначалу все новые случаи заболевания удавалось тщательно отслеживать и выявлять всех «контактных» нижегородцев.

По словам заместителя главного санитарного врача Нижегородской области Натальи Садыковой, нижегородский регион был готов к появлению вируса, как только стало известно об его обнаружении в Китае. «Этому, в том числе, поспособствовало проведение в Нижнем Новгороде за год до этого матчей чемпионата мира по футболу. Тогда мы готовились к потенциальному завозу неизвестных патогенов, которые, возможно, придется изучать в лабораториях. И все меры, которые мы готовили к мундиалю, начиная от развертывания обсерваторов, госпитальной базы, тестирование на территории воздушной гавани Нижнего Новгорода, сразу же были приняты. Благодаря этому, мы достаточно оперативно выявили первые случаи появления коронавируса в регионе».

Вскоре в Нижегородской области был введен режим полной самоизоляции: закрылись торговые центры, кинотеатры, офисы – да практически все. Исключение было сделано только для аптек и продуктовых магазинов. Ко всем этим ограничениям добавилось еще одно – QR-коды для выхода из дома. Теперь передвигаться по улицам можно было только в случае острой необходимости. Все это было четко прописано в указе: для посещения магазина, для прогулки с собакой и т.д. Был введен обязательный масочный режим. Без маски не разрешалось ездить в общественном транспорте, посещать магазины и бывать в общественных местах. Школьников переводили на дистанционку, а офисных сотрудников – на удаленку.

Сами штаммы коронавируса за время пандемии в регионе менялись несколько раз: они отличались степенью заразности и тяжестью вызываемых состояний у больных. Прогнозы строились по-разному. Одни полагали, что COVID-19, как и любой вирус, может начать мутировать, и этот процесс никогда не закончится. Другие были уверены, как любая респираторная инфекция прекратится уже спустя год-два.

«2020-ый год дал нам опыт мобилизации ресурсов и персонала для противодействия эпидемической угрозе. Он заставил всех нас думать 24/7 – вспоминает главный врач ГБУЗНО «НОЦ СПИД», депутат Законодательного собрания области, сопредседатель регионального штаба ОНФ в регионе Соломон Апоян, - само слово «пандемия» было непонятно: откуда вдруг возникла эта смертельная инфекция, охватившая всю планету? Мы сталкивались со всем этим впервые. И, конечно, не имели права на ошибку».

-2

Сверхнагрузки на здравоохранение

В период пандемии в регионе были развернуты многочисленные ковид-госпитали, в срочном порядке переоснащены лаборатории. Силы медиков находились на пределе. Многие врачи работали со сверхнагрузкой.

«Если брать нашу лабораторию (улица Минина д. 20 корпус «И»), то от нас требовалось оперативно работать и выполнять так называемый госзаказ, то есть делать анализы, которые приходили со всей области, - вспоминает Соломон Айказович, - очень в этом плане помогла и федерация, региональная власть, которые закупили для нас оборудование. За очень короткий промежуток времени нам удалось переоснастить практически всю лабораторию. И если в начале 2020 года мы делали 184 анализа в сутки, то в 2021 году эта цифра достигла 5 тысяч. На нашей базе мы тестировали все мировые системы, и, кстати, наши отечественные оказались местами даже лучше, чем иностранные. И мы тогда поняли, что нашими ресурсами мы можем реагировать на любые изменения».

По словам собеседника PolitBook, трудности этих двух пандемийных лет выявили во многих людях лучшие качества - силу духа, самоотверженность, высочайший профессионализм. Все те, кто не поддались панике, стали поддержкой для всех остальных. И медики оказались здесь в авангарде.

«Когда я пришел к коллегам, чтобы сообщить, что в нашу лабораторию будут привозить анализы со всей области (а это, как вы понимаете, был тогда не до конца изученный и смертельный вирус ) – я, на самом деле, не знал, как они отреагируют. Ведь среди них были и люди пожилого возраста. «Нет гарантии, что мы не заболеем, - честно предупредил я, - мазки будут везти со всего региона, и это будет продолжаться с утра до ночи». Каково же было мое удивление, когда сотрудники без тени сомнения ответили: «Хорошо, будем работать». Тогда было сформировано 7 бригад, которые работали по три смены. На нас переключили практически все больницы и города,и области.

Оборудование включалось в 5 утра и работало до 2 ночи. Мы отключали его буквально только на пару часов, чтобы оно не сломалось от перегруза (пришлось бы ждать, пока починят, а промедление в такой ситуации невозможно). Сейчас таких лабораторий по городу более двадцати, многим коллегам мы помогали открыться».

-3

Жизнь бизнеса в режиме «локдаун»

В пандемийные времена непросто пришлось и нижегородскому бизнесу. По словам председателя Нижегородского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Ирины Николаевной Садовниковой, даже спустя два года еще не все предприниматели «оправились от шока».

«Мы понимаем, что за каждым предпринимателем стоят коллективы. Это не просто сотрудник, а сотрудник с семьёй, ему нужно платить зарплату. Предприниматель должен был самостоятельно решать вопрос: как сохранить рабочие места. Очень своевременно заработала программа льготного кредитования ФОТ 2.0 и затем ФОТ 3.0, когда предпринимателю выдавали кредит с условием сохранения рабочего коллектива. В этом случае средства возвращать было не нужно», - вспоминает она.

Во время пандемии у «ОПОРЫ РОССИИ» шел непрерывный диалог с Центробанком, который помогал проводить разъяснительные работы с предпринимателями, в том числе, как брать кредиты и перекредитовываться.

«В пандемию мы взаимодействовали также с Роспотребназдором и налоговой службой. Телефон в это время просто разрывался. Люди были встревожены: «Нам сказали, что 90 процентов продавцов в торговых центрах должны быть вакцинированы. Что делать?» А за это нес ответственность предприниматель. И всем было без разницы, как он будет своих сотрудников уговаривать. Мы проводили вебинары для предпринимателей», - рассказала Ирина Николаевна.

Социальная дистанция, определенное количество людей в кабинете, выявление сотрудника с повышенной температурой, немедленное удаление его из коллектива, обеспечение возможности тестирования - обо всем этом нужно было на тот период заботиться именно руководителям. Кстати, именно в этот период многие сотрудники начали работать удаленно. И выяснилось, что определенный процент сотрудников без какого-либо ущерба для работы может находиться вне офиса. Для организации - это экономия рабочего места, что тоже определенная выгода.

«Пройдя через пандемию ковида, исходя из опыта работы в большой компании, могу сказать, что выполнять все рекомендации Роспотребнадзора необходимо неукоснительно, начиная с обязательной термометрии, обеспечения средствами индивидуальной защиты и точками с антисептиками для рук, заканчивая вакцинацией, - поделился с Polotbook на условиях анонимности сотрудник медицинской службы крупной государственной компании, – проведение инструктажа – тоже немаловажная часть работы. Могу сказать, что период ковида породил такой странный эффект, что даже высокообразованные люди поддавались панике и впадали в состояние некоего «средневекового сознания». Поэтому еще раз отмечу важность разъяснительной работы между сотрудниками, поскольку в тот период интернет и слухи приносили очень большой ущерб».

Во многих компаниях в тот период предусматривалась обсервация для тех сотрудников, которые возвращались из ее зарубежных филиалов. «Надо понимать, что только комплексная работа могла обеспечить успех. С учетом того, что инфекция была крайне непонятная, неизученная, у определенного процента людей она вызывала совершенно необоснованный страх. А паника ни к чему хорошему не приводит. Кстати, кто паниковал – заболевал чаще. Вот это я из опыта могу сказать», - отмечает наш собеседник.

-4

Пик прошел: сейчас COVID-19 не опасней гриппа

Сегодня такого всплеска заболеваемости, как в пиковые времена (в прошлом, в позапрошлом годах), к счастью, нет. По словам Соломона Апояна, заболевание протекает в достаточно легкой форме. Все это стало возможным благодаря коллективному иммунитету, который сформировался в обществе благодаря вакцинации. Даже людей и госпитализируют в больницы, тяжелые формы инфекции встречаются редко. В основном все обходится благополучно: люди выздоравливают и выписываются.

«Мы будем болеть коронавирусом примерно так же, как мы болеем гриппом, - поясняет главный врач ГБУЗНО «НОЦ СПИД», - все сохранится примерно на том же уровне, что и сейчас: мы видим, что в основном мы имеем дело с амбулаторными больными. Выявили вирус, люди посидели дома, у них на какое-то время поднялась температура, проявились еще какие-либо симптомы, принимают препараты, а через несколько дней вирус уходит.

В 2020-м году все было иначе. Люди тяжело болели, было много смертельных исходов. Меры, которые были введены губернатором в тот период, показали свою эффективность. Но понадобилось время, чтобы медики разобрались, как бороться с ковидом, а фармацевты поняли, какие лекарства нужны, чтобы спасать жизни. Если вначале все были растерянны, то потом удалось выработать четкую стратегию и оперативно, согласованно действовать».

Так или иначе, пандемия помогла приобрести нижегородским медикам ценный опыт. Все собранные материалы оказались «встроены» в работу. Кроме того, среди жителей региона сформировалась определенная ментальная прослойка: даже после отмены ограничительных мер и масочного режима есть люди, которые могут носить маски в особенно людных местах и часто мыть руки.

«Ковид научил нас банальной гигиене, - подчеркивает Соломон Апоян, - привычка держать руки в чистоте, иметь при себе антисептик уж точно никому не помешает». Он отмечает, что искоренить инфекцию до конца не получится - нужно вырабатывать иммунитет. «Когда грипп еще только появился, ситуация тоже была очень непростой. Пока не выработался иммунитет, народ заболевал серьезно. Также и ковид. Другое дело, если вдруг через несколько лет появится нечто иное, новое. Тогда обстановка изменится. Сегодня же особых профилактических мер не требуется»,- резюмирует наш собеседник.

Сейчас в Нижегородской области по данным портала Стопкоронавирус в среднем фиксируется 30-35 случаев заражения COVID-19 в сутки. Как правило, людям не требуется госпитализация, потому что заболевание протекает в легкой форме.Языком цифрВ России за 2022 год умерло на 539 тысяч человек меньше, чем в 2021-м. В процентах ситуация выглядит еще более впечатляюще: снижение смертности составило более 22 процентов. Положительный тренд продолжается и в 2023 году: по итогам первых двух месяцев года количество умерших сократилось еще более чем на 21 процент к показателям января-февраля 2022 года. Регионы Приволжского федерального округа находятся в общефедеральном тренде: снижение смертности в 2022 году на 24%, 27% и 24% соответственно, по первым двум месяцам 2023-го – 22%, 12% и 19%.

Опубликовано 12.05.2023 в PolitBook