Найти в Дзене

Лето в русской живописи и поэзии. Подобрала 12 летних пейзажей и 11 теплых летних стихотворений

Теплое время года, когда природа показывает себя во всей своей красе, является источником вдохновения для всех творческих людей.

А для художников лето – это ещё и период для путешествий, время поиска новых сюжетов, когда можно писать с натуры, совершенствуя своё мастерство.

Предлагаю вам сегодня полюбоваться результатами этих творческих поисков наших замечательных русских художников второй половины ХIХ века и начала ХХ века. А сопровождать их произведения будут поэтические творения не менее прекрасных русских поэтов.

И начнем мы с ранней работы Алексея Кондратьевича Саврасова «Летний пейзаж с мельницами». Она написана в конце 1850-х годов – в этот период художник вырабатывал свою индивидуальную пейзажную манеру письма. Саврасов предпочитал работать только с натуры и не искал специально для своих сюжетов красивые места.
Как позже напишет Левитан о своем учителе:
«Саврасов… старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…».

Алексей Саврасов. Летний пейзаж с мельницами. 1859. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Алексей Саврасов. Летний пейзаж с мельницами. 1859. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Пейзаж Саврасова, наполненный воздухом, дополнит своим легким «воздушным» произведением поэт, также бесконечно влюбленный в русскую природу. Стихотворение «Я пастух» Сергея Есенина вошло в его первый сборник «Радуница» и передает чувства сельского паренька, который радуется единению с окружающим миром.

Сергей Есенин
Я пастух

Я пастух, мои палаты –
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
1914

Для Аполлинария Михайловича Васнецова лето было периодом, когда он вместе с семьей выезжал на природу. Целых 15 лет художник снимал дачу недалеко от Клина в селе Демьяново. Он любил бродить по полям с этюдником и наблюдать за состоянием природы. Один из прекрасных летних вечеров он изобразил в пейзаже «Демьяново. К вечеру в поле».

Аполлинарий Васнецов. Демьяново. К вечеру в поле. 1903-1917. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов. Демьяново. К вечеру в поле. 1903-1917. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея

Как и картина Васнецова создает нам чувство умиротворения и спокойствия, так и стихотворение Александра Блока «Летний вечер» призывает все «заботы и печали» умчаться «на коне в туман и в луговые дали».

Александр Блок
Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
1898


Далее предлагаю вам полюбоваться на летний пейзаж известного на рубеже веков, но немного сейчас подзабытого художника-передвижника
Николая Никаноровича Дубовского. В своей работе «Лесная река» он изобразил и чудесную полянку, и лес, и речку, на другом берегу которой кто-то развел костер.

Николай  Дубовской. Лесная река. Холст, масло. Одесский художественный музей
Николай Дубовской. Лесная река. Холст, масло. Одесский художественный музей

А Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении «В небе тают облака...» мудро подметил, что всё проходяще, только красота нашей природы остается «в вечном строе». Мы и сейчас, спустя столетия, продолжаем любоваться теми же полями, реками, лесами.

Федор Тютчев
В небе тают облака ...

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
2 августа 1868


Не меньше любил природу и знаменитый русский художник-импрессионист
Константин Алексеевич Коровин. Он писал: «Я язычески поклоняюсь природе и восхищаюсь ею и думаю, что рай – на земле. Ад тут же делают люди по несовершенству нашему, так как жизнь есть радость и имеет много того, чтобы ею быть».
Его «Лето» написано быстрыми импрессионистскими мазками, такими же естественными, как и сама природа.

Константин Коровин. Лето. 1900. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. Лето. 1900. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

И словно живая картина – раннее стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «На пруде». Оно так живописно, что мы вместе с поэтом словно переносимся к утреннему пруду с лугами и отражающимся лесом.

Иван Бунин
На пруде

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла...
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.
1887


Свой чудесный пруд на картине
«Летний пейзаж. Зофино» другой «русский импрессионист» Сергей Арсеньевич Виноградов писал уже в эмиграции. Вдали от родных полей и озер он безмерно по ним скучал: «О, как ужасно быть без Родины, и особенно потерять ее – эту сказочную, эту чудесную, богатейшую, прекрасную». Все его работы наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем, которым он успел напитаться в России.

Сергей Виноградов. Летний пейзаж. Зофино. 1936. Холст, масло. Таганрогская картинная галерея
Сергей Виноградов. Летний пейзаж. Зофино. 1936. Холст, масло. Таганрогская картинная галерея

Ну а Евгений Баратынский наслаждался летом в своем имении, в теплом семейном кругу, предпочтя уединение шумным светским мероприятиям. В своем стихотворении «Люблю деревню я и лето…» он сообщает всему миру о том, что выбирает тишину и спокойное общение с природой, а не «двуногих» гостей, способных нарушить его покой.

Евгений Баратынский
Люблю деревню я и лето…

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь – пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость-мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!
1828


Про пейзажи
Исаака Ильича Левитана писать, на мой взгляд, не имеет смысла. Их можно слушать, вдыхать, чувствовать движение воздуха, мягкую траву под ногами. Предлагаю ощутить вам малоизвестное «Лето» Левитана, хранящееся в частной коллекции.

Исаак Левитан. Лето. 1891. Холст, масло. Частное собрание
Исаак Левитан. Лето. 1891. Холст, масло. Частное собрание

И наполнившись летним настроением в пейзаже Левитана, давайте взглянем на это замечательное теплое время года глазами маленького лирического героя стихотворения Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг) «Летом». Так и хочется вслед за ним сбежать по тропинке «вниз, к студеному пруду».

Саша Чёрный
Летом

За селом на полной воле
Веет ветер-самолет.
Там картофельное поле
Все лиловеньким цветет.
А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз, к студеному пруду.
Сквозь кусты мелькнула лодка,
Рябь и солнца острый блеск.
На плоту грохочет четко
Дробь вальков под гулкий всплеск.
Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде…
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.
Солнце брызнуло полоской.
Тени вьются словно дым,
Эх, разденусь за березкой,
Руки вытяну – и к ним!
1912


Уж не этот ли пруд мы видим на картине
«Пейзаж с прудом» ещё одного художника-передвижника Ефима Ефимовича Волкова.
Надо признать, что встретить летние пейзажи в живописи труднее, чем весенние, осенние или даже зимние. Ведь летом, как утверждают художники,
«зелень деревьев и трав забивает элементы пейзажа и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета». Но Волкову прекрасно удавались картины с изображением лета.
Мне кажется, что у него получилось очень натурально, словно фотография.

Ефим Волков. Пейзаж с прудом. 1887. Таганрогский художественный музей
Ефим Волков. Пейзаж с прудом. 1887. Таганрогский художественный музей

Волков говорил, что любит писать «прямо с природы». Мне кажется, что и Николай Алексеевич Некрасов своё «Поле» написал, гуляя летним днем по просторам родной земли, где «мать моя, друг и наставник – природа», нашептала ему эти чудесные строки.

Николай Некрасов
Поле

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я… И сердцу и думам свобода…
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
1849


Так же, как и Волкову, прекрасно удавались летние пейзажи нашему любимому знаменитому живописцу
Ивану Ивановичу Шишкину. Предлагаю вам настоящий шедевр пейзажного жанра от выдающегося мастера – «Перед грозой». Можно увидеть, как тщательно прописаны все детали картины: каждая травинка, каждый цветок на переднем плане.
Мне эта тропинка и речка кажутся до боли знакомыми – словно я вернулась в свое детство, когда каждое лето я приезжала на каникулы в деревню. Даже погнутая береза на другом берегу мне знакома, не говоря уже про луг и лес, виднеющийся вдали. Ну а гроза для лета – это обычное дело. И глядя на картину, мы уже слышим раскаты грома и предвкушаем свежесть летнего ливня.

Иван Шишкин. Перед грозой. 1884. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Шишкин. Перед грозой. 1884. Холст, масло. Государственный Русский музей

Ну и естественным дополнением будет стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Летняя гроза». Да, лето бывает не только умиротворяющим и спокойным, но и «буйным».

Валерий Брюсов
Летняя гроза

Синие, чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Все еще веет истома
От неостывшей земли.
Птицы кричали и смолкли;
С каждым мгновеньем темней.
В небо выходит не полк ли
Сумрачных, страшных теней.
Вновь громовые угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжелые слезы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч…
Русское, буйное лето,
Месяцы зноя и туч!
1911


А ещё лето бывает жарким, когда от летнего зноя плавится даже воздух. Таким его увидел в своей работе
«Летний жаркий день» Фёдор Александрович Васильев. Это один из наиболее жизнерадостных пейзажей художника, несмотря на уставшую крестьянку, которая присела отдохнуть в тени деревьев.
Известно, что картина была написана в селе Знаменское в Тамбовской губернии, где художник гостил у графа Павла Строганова, своего друга и покровителя.
Переполненный восторгом от возможности творить, сливаясь с благодатью природы, 19-летний юноша писал своей маме в Петербург:
«Тут для меня все ново, все обольстительно».

Федор Васильев. Летний жаркий день. 1869. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Федор Васильев. Летний жаркий день. 1869. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

А поэтическое продолжение доверим ещё одному яркому представителю серебряного века. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) воспевал красоту природы средней полосы России как истинный символист, используя все возможные художественные средства. Его «Июльский день» реально отправляет нас в «полудневный пламень».

Андрей Белый
Июльский день

Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.
Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
1920


Продолжает нашу летнюю галерею работа
Павла Павловича Джогина «На Валааме». Имя художника не так известно, как его друга Ивана Шишкина, с которым он вместе ездил на многочисленные пленэры в первые годы творческого пути. Вот и совместные летние поездки на Валаам в 1858-59 годах принесли им огромное количество сюжетов и вдохновения.
Шишкин вспоминал:
«…там монастырь, местность великолепная, туда часто посылают наших учеников, и редкий год не бывает кого-нибудь из наших. Туда часто посылают на выдержку, потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная…».
Павел Джогин так полюбил эти места, что позже не раз возвращался на остров в поиске тишины и уединения. Это настроение он и отразил на своей картине: монастырь в розовой дымке, как островок идеального мира тишины, спокойствия и молитвенного состояния.

Павел Джогин. На Валааме. 1865. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Павел Джогин. На Валааме. 1865. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Те же чувства передает нам и Иван Саввич Никитин в своем стихотворении «Монастырь». И его обитель затерялась в лесах вдали от суеты, на природе, в «безмолвии святом».

Иван Никитин
Монастырь

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
1849


Но далеко не все художники и поэты любили творить в летнюю пору. Так
Станислав Юлианович Жуковский говорил: «Конечно, я пишу во все времена года, но меньше всего люблю лето. Самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае». По воспоминаниям его современников, несмотря на то, что летом природа меньше вдохновляла художника, «он писал ее не переставая, в силу непреодолимой жажды творчества».
А учитывая уникальный талант Жуковского наполнять свои работы светом и радостью, его немногочисленные летние пейзажи также восхитительны, как и все остальные. Как, например, этот
«Летний пейзаж» из частной коллекции.

Станислав Жуковский. Летний пейзаж. 1910-е. Холст, масло.  Частное собрание
Станислав Жуковский. Летний пейзаж. 1910-е. Холст, масло. Частное собрание

Ну и всем известно отношение Александра Сергеевича Пушкина к самому жаркому времени года: «Ох, лето красное…». Что не помешало ему прекрасно выразить все свои чувства в стихотворной форме.

Александр Пушкин
Ох, лето красное (отрывок из стихотворения «Осень»)

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
1833


Ну а мы продолжаем наслаждаться летом и вместе
Ильей Ефимовичем Репиным отправляемся на прогулку в его картину «Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)».
А кто-то, может, и заглянет в Абрамцево побродить по тем местам, где находил вдохновение знаменитый художник. Ведь здесь он создал один из самых лиричных своих пейзажей, изобразив любимую супругу в модном белом платье на фоне густой зелени заросшего парка.

Илья Репин. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879. Холст, масло. Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина
Илья Репин. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879. Холст, масло. Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина

Желаю всем теплого продолжения лета, красивых картинок и поэтического настроения.

Пишите, чей пейзаж вам понравился и какая поэзия больше приятна вашему сердцу.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы вместе вдохновляться замечательными работами наших творцов.