Найти в Дзене
Jazz Student

Самые необычные музыкальные инструменты современности.Часть первая.

Оглавление

Поиски оригинального звучания порой заставляют музыкантов и ученых создавать совершенно необычайные инструменты. Рассмотрим самые интересные музыкальные инструменты современности.

ссылка на источник фото: https://goo.su/wyNut Терменвокс 1919
ссылка на источник фото: https://goo.su/wyNut Терменвокс 1919

Один из первых электронных музыкальных инструментов, был изобретен Львом Терменом в 1920 году. Назван в честь своего изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).

Игра на терменвоксе требует изменения расстояния между руками музыканта и антеннами инструмента. Электромагнитное поле создается двумя встроенными в устройство высокочастотными генераторами. Один из генераторов имеет постоянную частоту, а второй – переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой игрока и инструментом и изменяет частоту генератора. В результате из одной вычитается вторая частота – и возникает необыкновенный звук терменвокса.

источник фото: https://goo.su/NTnuoI
источник фото: https://goo.su/NTnuoI

Разновидности терменвокса:

1. Классический терменвокс

При игре на этом типе инструмента руки игрока свободно перемещаются в электромагнитном поле рядом с двумя металлическими антеннами, что позволяет управлять звуком. Поднесением руки к правой антенне, достигается изменение тона, а громкость регулируется поднесением другой руки к левой антенне.

источник фото: https://goo.su/4pn899z
источник фото: https://goo.su/4pn899z

2. Терменвокс системы Ковальского

Терменвокс системы Ковальского разработан Константином Иоревичем Ковальским, первым игроком на терменвоксе. При игре на этом типе инструмента правая рука регулирует высоту тона, левая использует клавиатуру для управления общим характером звука, а педаль регулирует громкость.

источник фото: https://goo.su/brEyjZM
источник фото: https://goo.su/brEyjZM

3. Матрёмин

Инструмент, который был создан в 1999 году Масами Такуэти в Японии. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой громкости, которая спрятана в корпус матрёшки. При игре на инструменте частота звука меняется по мере удаления руки от матрешки и приближения к ней.

источник фото: https://goo.su/OzOUVg
источник фото: https://goo.su/OzOUVg

4. Виртуальный терменвокс

Виртуальный терменвокс — программно имитируемый терменвокс для смартфонов или КПК с сенсорными экранами. Программа рисует на экране прямоугольную систему координат, по одной оси частота звука, по другой оси громкость. При касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания и и воспроизводит звук определенной частоты и громкости. Так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана меняется тон, а при движении по вертикали меняется громкость звука.

Изначально терменвокс задумывался как инструмент для исполнения именно классической музыки. Однако со временем его стало можно услышать практически во всех музыкальных стилях. В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где в сопровождении джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погружал слушателя в глубины космоса.

Терменвокс до сих пор актуален. Внук Льва Термена, Петр Термен, продолжает популяризировать его. Он является главой школы терменвокса в России и одним из лучших исполнителей на терменвоксе в мире.

источник фото; https://goo.su/jVu76i7
источник фото; https://goo.su/jVu76i7

Глюкофон – название, ставшее общим для язычковых музыкальных инструментов, изготовленных на основе металлических заготовок и производственных емкостей различного назначения. Инструмент выглядит как небольшой космический корабль, смешивающий звучание колокольчиков и завораживающее пение арфы.

По принятой ныне музыкальной классификации инструмент глюкофон наиболее близок к идиофонам: инструментам, источником звука которых является корпус. Идиофоны не нуждаются для звукоизвлечения в манипуляциях сжатия и натяжения.

Первое видео, демонстрирующее инструмент, датируется 2005 годом, когда доминиканский музыкант Фелле Вега презентовал свою технологию под названием «Тамбиро», состоящую из газового баллона с вибрирующими лепестками по бокам корпуса.

источник фото: https://goo.su/nUCS2
источник фото: https://goo.su/nUCS2

Вскоре после этого американец Деннис Хафлена заинтересовался этим важным открытием и решил его усовершенствовать. В результате вместо того, чтобы разместить лепестки по бокам корпеса, как это сделала Вега, он разместил их на днище баллона. Игра стала удобнее, и это решение позволило расположить с десяток нот по кругу.

С момента доработки Хавлена ​​разметка глюкофона считается «классической». Глюкофоны имеют размеры от 20 до 100 см в диаметре, формы могут быть овальными, сферическими, параллелепипедными и дискообразными.

Можно найти глюкофоны с закрепленным строем или с возможностью изменять настройки в заданном диапазоне. Кроме того, глюкофоны делятся на акустические и со звукоснимателями.

Корпус глюкофона металлический. Именно он вместе с прорезанными лепестками играет роль резонатора. Варьируя размер лепестков, мы имеем возможность настроить его колебания на нужную ноту. В зависимости от параметров и системы глюкофона в нем может быть от 4 до 13 нот. Исполнители могут использовать более одного инструмента, тем самым расширяя диапазон.

Н а глюкофоне можно играть рукой или палочкой с мягким наконечником. Палочки дадут вам более чистый и громкий звук. Напротив, удары руками сопровождаются типичным звуком «шлепков».

-8